2008 Курига Золотая звезда

Курига, Е. Золотая звезда Кирмановича / Елена Курига // Кобрин-информ. – 2008. – 2 ноября. – С. 3.

ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА КИРМАНОВИЧА

У центрального входа в СШ № 2 г. Кобрина висит мемориальная доска, надпись на которой гласит, что в этой школе учился Герой Советского Союза В. Н. Кирманович. Однако о том, кто такой Кирманович и за что ему было присвоено столь высокое звание, знают немногие: сведений об именитом кобринчанине на родине, к сожалению, осталось не так много. История жизни Героя Советского Союза осталось, в основном, в памяти его родных и близких, проживающих, как теперь принято говорить, в странах ближнего зарубежья. Неоправданно скудными сведениями располагают в Кобринском военно-историческом музее, немногочисленные сведения о нашем земляке собраны на страницах книги «Память», папка с ценными материалами о его жизни создана и хранится в СШ № 2. Все, что нам удалось разузнать о В. Н. Кирмановиче, мы постарались разместить в этой статье.

Детство и юность

Родился Владимир Николаевич Кирманович 5 ноября 1919 года в Кобрине. Его мать Елизавета Ивановна, уроженка Лунинца, была дочерью железнодорожного мастера – человека уважаемой при царе профессии. Из небедной семьи был и отец Николай Иосифович: его дед владел землями в районе ул. Никольской, земельными наделами в районе пл. Ленина и парка им. Суворова, но до внука богатство не дошло. Свою совместную жизнь Николай Иосифович и Елизавета Ивановна связали с Кобрином, именно здесь в их семье и появился на свет первенец – сын Владимир. Елизавета Ивановна к тому времени была домохозяйкой, Николай Иосифович – чернорабочим, но многочисленные болезни вскоре заставили его оставить и этот заработок. Несмотря на такое положение дел, в семье сумели вырастить и достойно воспитать четверых детей. «Всего в нашей семье, — вспоминает младшая сестра В. Н. Кирмановича Мария Николаевна Олесик, — было семеро детей, но два брата и сестра умерли совсем маленькими».

Детские и юношеские годы Володи прошли в Кобрине. «Эти годы для него, — вспоминает младшая сестра, — не были беззаботными. Единственный сын в семье, он с детства помогал родителям по хозяйству. Но не по возрасту занятой Владимир рос общительным и веселым мальчиком. У него всегда было много друзей, все высокие и статные, а он среди них был самым маленьким по росту крепышом. Его друзья часто собирались у нас дома, и, что сегодня может показаться удивитель­ным, никто из них до своего совершен­нолетия не пил и не курил. Да и после восемнадцати пагубных пристрастий ни у кого из друзей брата не было. Сам Владимир впервые взял рюмку в руки уже на фронте: перед боем давали за­конные «сто грамм». С детских лет Вла­димира отличала любовь ко всему жи­вому: он очень любил гонять голубей и ухаживать за домашними животными, в детстве у него даже была своя голу­бятня, а немного позже он развел у себя кроликов. В нашей большой семье ни­когда не было драк, шумных ссор, папа всегда старался, чтобы мы жили друж­но и относились друг к другу с любовью и уважением. Каждый знал, чем и когда он должен быть занят».

В 1926 году мальчик из бедной семьи поступил учиться в Кобринскую поветовую школу (ныне СШ № 2). «Учился Владимир хорошо, — отме­чает Мария Николаевна, — с уваже­нием относился к учителям. Долгие годы после окончания школы он пе­реписывался и при возможности встречался со своим первым учите­лем Карлицким».

По окончании семилетки Влади­мира, как ребенка из бедной семьи, взяли к себе на обучение католичес­кие монахи, которые в одном из до­мов по ул. Первомайской организова­ли столярную мастерскую при опе­кунском доме им. Св. Ёзефа. Однако это совсем не означало, что Влади­мир сменил свою веру: мальчик по-прежнему вместе с родителями по­сещал православную церковь. В сто­лярной мастерской он обучался всем тонкостям мастерства краснодерев­щика. Но за все, как известно, при­ходится платить: год после обучения Владимир добросовестно и бесплат­но работал на своих учителей и толь­ко после этого отправился в Плянту, где трудился по специальности до 1939 года. В деревню добирался на велосипеде, на котором в свободное время учил кататься своих сестер.

Война и служба

В 1939 году после прихода в Запад­ную Беларусь Советской власти В.Н. Кирмановича призвали в Красную Армию. Владимир ушел из родного Кобрина про­стым солдатом и восемь месяцев (с ок­тября 1939 года по июнь 1940 года) слу­жил в городе Луга Ленинградской облас­ти, участвовал в Финской войне.

С первых дней Великой Отечествен­ной войны В.Н. Кирманович таким же про­стым солдатом ушел на фронт. Тогда ни он, ни его семья даже и предположить не могли, что с этой войны он вернется и вер­нется героем. Родители и сестры Влади­мира Николаевича всю войну провели в оккупации, связь между ними и Владими­ром оборвалась надолго. Мать практичес­ки всю войну не знала, жив ее сын или нет. Но первая весточка пришла не от Влади­мира, а от незнакомки по имени Евдокия. В своем письме девушка сообщила мате­ри Владимира самую главную новость: ее сын жив. Вскоре после ее письма мать по­лучила весточку и от самого Владимира.

За время войны артиллерист Кирманович успел повоевать на многих фронтах: Брянском, Центральном, 4-м Украинском, 2- м Прибалтийском, участвовал в боях на Кур­ской дуге и в низовьях Днепра, в Крыму и Прибалтике. Во время боев на Орловщине он познакомился с Евдокией — дочерью пред­седателя одного из колхозов. До столь важ­ного для Владимира знакомства — девушка станет для него верной спутницей до конца жизни — молодой и отважный солдат успел окончить курсы младших лейтенантов и в 1942 году принять под свое командование батарею 202-й танковой бригады 1-го При­балтийского фронта. В 1943 году он вступил в ряды КПСС, но самое главное событие жиз­ни, изменившее и повлиявшее на всю его дальнейшую судьбу, было еще впереди.

Подвиг Героя Советского Союза

Самый важный в судьбе командира батареи В. Н. Кирмановича бой состоял­ся практически в самом конце войны — 22 августа 1944 года. Сегодня трудно допод­линно воспроизвести события тех давних лет — место боя, после которого к фами­лии Кирмановича прибавилось звание Ге­роя Советского Союза, в разных офици­альных источниках отмечено по-разному. Но сохранилось самое важное — воспоми­нания об этом бое самого героя.

У поселка Букайши Добельского района Латвийской ССР (по другой версии в боях в районе города Сига­ре Литовской ССР) гитлеровцы круп­ными силами танков и пехоты стре­мились остановить наступление со­ветских войск и отвоевать важный рубеж, который сдали накануне.

Двум нашим танковым подразделе­ниям и противотанковой батарее Кир­мановича было приказано срочно занять позицию для обороны. Прибыв в указан­ный район, артиллеристы заняли исход­ную позицию и стали ждать врага. Че­рез некоторое время из-за пригорка один за другим показались три вражес­ких танка. Артиллеристы были гото­вы открыть по ним огонь, но командир батареи Кирманович, который внима­тельно следил за действиями против­ника, молчал. Гитлеровские танки-разведчики, ничего не обнаружив, поверну­ли обратно и скрылись за пригорком. Вскоре они опять появились перед по­зицией артиллеристов. За первыми тремя показались еще десять танков. Когда они развернулись бортами к на­шим орудиям, капитан Кирманович был готов дать приказ «огонь!», но появи­лись еще 20 танков врага. За ними шла пехота. Внешне спокойный, командир батареи внимательно следил за вра­жескими машинами, и только когда пос­ледние танки противника оказались в выгодном положении для удара, он при­казал открыть огонь. Четыре орудия ударили одновременно. От первого залпа загорелись три вражеских танка, за­тем вспыхнули еще два. Теперь гитле­ровцы уже заметили артиллерийскую батарею и сконцентрировали весь огонь на нее. Появились раненые, выш­ли из строя два орудия, но наши бойцы, которые остались в живых, продолжа­ли вести огонь. Загорелся шестой фа­шистский танк. Несмотря на сильный огонь, противник продолжал озверело лезть на батарею. Но капитан Кирманович, несмотря на то, что враг был буквально рядом, умело руководил огнем своих орудий, корректировал огонь гвар­дейских минометов и полевой артилле­рии. Поле боя окутал густой черный дым. Более 20 вражеских танков было сожжено. Враг не смог преодолеть стойкости и мужества советских ар­тиллеристов и занять их рубеж. Вскоре в атаку пошли советские танки, ко­торые завершили разгром противника.

Спустя почти полгода, 24 марта 1945, за умелое ведение боя, за мужество и отвагу капитану Владимиру Кирмановичу Указом Президиума Верховно­го Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. В. Н. Кирмано­вич стал первым и единственным кобринчанином, удостоенным этого высо­кого воинского звания.

Послевоенные годы

Многочисленные заслуги Владимира Николаевича в годы Великой Отечествен­ной войны отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, тремя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями. Прославленный человек и Герой Советского Союза встретил Победу, находясь за границей. После окончания войны он проживал в Австрии и Румынии. Сюда же, за грани­цу, он привез и Евдокию. В первый же год мирной жизни он отправился на далекую Орловщину, чтобы навсегда связать с ней свою судьбу. Уже женатым Владимир не раз приезжал на родину повидать родите­лей и сестер. Но служба звала назад. Вско­ре за границей у них родился сын Вале­рий. Уроженец вены, по возвращении ро­дителей в Советский Союз он стал кобринчанином.

Вернувшись из-за границы, моло­дая семья недолго жила в Кобрине. Пос­ле рождения дочери Натальи Владимир Николаевич все чаще задумывался о по­ступлении в военную академию. Взве­сив все «за» и «против», в 1950 году он вместе с семьей вновь отправился в Ле­нинград, где поступил на курсы подго­товки в летную академию, а затем в во­енно-авиационную академию им. М. В. Фрунзе в Москве. Супруга вместе с детьми неустанно следовала за ним, и в 1956 году, после окончания мужем уче­бы, вместе с ним переехала на постоян­ное место жительства в Харьков.

Жизнь Владимира Николаевича в Харькове связана с Харьковским высшим военным училищем летчиков им. дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца. В этом училище он долгие годы работал пре­подавателем на кафедре тактики. Из ха­рактеристики В. Н. Кирмановича: «Герой Советского Союза, полковник в отставке Кирманович Владимир Николаевич в Харьковском высшем военном авиационном училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с 1960 по 1975 год проходил службу преподавате­лем кафедры тактики. Все эти годы Владимир Николаевич тесно связан с обу­чением и воспитанием будущих летчиков-истребителей. Своим трудолюби­ем, скромностью, активной обществен­ной деятельностью он снискал любовь и уважение всего коллектива училища. Он принципиален, непримирим к недо­статкам, терпелив в обучении.

Владимир Николаевич – ударник коммунистического труда, член совета ветеранов. Неоднократно избирал­ся депутатом местных Советов. Он частый гость на тематических вече­рах, участвует в проведении пионер­ских игр «Зарница». Наши курсанты всегда берут себе в пример героя».

За годы работы в училище у В. Н. Кирмановича прошло обучение мно­го летчиков высшего класса, в их числе и бывший министр обороны Евгений Шапошников.

В 1975 году Владимира Николаеви­ча в звании полковника и в должности заместителя начальника по строевой подготовке комиссовали. Но уходить на заслуженный отдых он вовсе не собирался: с 1975 года почти до самой смер­ти полковник в отставке В. Н. Кирманович работал в своем летном училище, в ла­боратории технических средств обуче­ния. Уйти с любимого места работы зас­тавило пошатнувшееся здоровье.

За 45 лет, проведенных в Харь­кове, Владимир Николаевич не раз посещал родной Кобрин, где жили его родные и друзья. «Владимир, — вспоминают родные Кирмановича, живущие в Кобрине, — всегда трепетно относился к своим родным: регулярно приезжал в Кобрин на могилу родителей, из Харькова от него постоянно приходили письма и фотографии. Владимиру всегда было дорого то, что связано с его семьей и его родным городом». В 1987 году В. Н. Кирмановичу было присвоено звание почетного гражданина города Кобрина.

Герой Советского Союза, первый и единственный уроженец Кобринщины, получивший такое высокое звание, полковник В. Н. Кирманович умер 5 фев­раля 2001 года. Заслуженный и предан­ный воинской службе человек похоро­нен на аллее героев в Харькове.

Память

Именитые люди не уходят из жиз­ни бесследно, они оставляют после себя память. И пусть сведений об их жизни остается немного, у людей остается главное — память о том, что та­кой человек был и совершил подвиг, позволивший вписать его имя в лето­пись целого исторического наследия.

Свой военный подвиг В. Н. Кирмано­вич навсегда оставил потомкам: в Санкт-Петербургском музее артиллерии — лич­ные страницы в книге героев, на обелис­ке героев в Киеве — свою фамилию.

Свою любовь к военной службе Владимир Николаевич передал своему сыну Валерию Владимировичу – выпускнику Московской академии имени Жу­кова, ныне полковнику в отставке. Сво­ему сыну и дочери Наталье Владими­ровне, выпускнице Харьковского ме­динститута, дипломированному врачу-кардиологу, он был хорошим и забот­ливым отцом, по-военному строгим, но справедливым. А многочисленные дру­зья и коллеги помнят его веселым и жиз­нерадостным человеком.

Для родного Кобрина В. Н. Кирма­нович навсегда останется почетным гражданином и единственным местным Героем Советского Союза. 12 октября 2005 года на сессии районного Совета депутатов принято решение о присвоении улице в квартале индивидуальной застройки на территории бывшего военного городка имени земляка-героя В. Н. Кирмановича.

Елена Курига

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.