2005 Кузьмич Чудес не бывает без труда

Кузьмич, Н. Николай Кузьмич: «Чудес не бывает без труда» / Николай Кузьмич ; [беседовала] Любовь Павлова // Брестский курьер. – 2005. – № 27 (июнь). – С. 8.

Брестскую организацию Союза художников возглавил Николай Кузьмич.

НИКОЛАЙ КУЗЬМИЧ:

 «ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ БЕЗ ТРУДА»

Прошло несколько месяцев, как Брестскую организацию Союза художников возглавил Николай Кузьмич — известный художник-эмальер, уважаемый мастер, воссоздавший историческую национальную святыню

— Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. После пятилетних трудов над Крестом он сработал для него драгоценный футляр

— ставротеку, а вот уже три года трудится над воссозданием раки для мощей Полоцкой просветительницы.

«Дорогу осилит идущий»

Огромный и в то же время кропотливейший труд художника-ювелира над святынями требует особой духовной сосредоточенности и душевного настроя. Тем не менее, Николай Кузьмич согласился взвалить на себя общественный воз председательства, который ох как нелегок и отнимает у творческого человека немало времени.

Почему согласился на эту общественную работу, Николай Петрович вроде бы и сам себе объяснить не может, так же, как и в случае с Крестом Евфросинии Полоцкой: почувствовал, что надо; если не я, то кто? Ведь работа над возрождением святыни была начата с нуля: пришлось искать описания, сведения о нем, воссоздавать древнюю технику перегородчатой эмали, нарабатывать опыт — и на благословенном пути поиска появились сведущие люди, открытия и откровения, помощь материальная и моральная.

Вот уж истинно — дорогу осилит идущий. Так и в новом властном деле Николаю Кузьмичу приходится начинать почитай с нулевого цикла.

— Когда на собрании Вас избирали в руководители, Вы осознавали, что беретесь за авгиевы конюшни?

— Нет, не знал и подумать не мог, что такое положение у Брестской организации СХ. Согласился с выдвижением меня на должность председателя и решил послужить обществу, предполагая, что не на пустом месте буду работать. Ведь 10 лет Михаил Коньков стоял у кормила — и еще хотел руководить. И до него были у руководства достойные люди — нашей организации художников в следующем году 60 лет. А тут оказалось, что нет даже оригиналов уставных документов, надо все начинать с нуля. Я лично считал и считаю, что необходимо чаще менять руководителей, чтобы больше членов СХ почувствовало, что это такое — послужить обществу. Когда люди у власти меняются, вникают в дело, привносят свою энергию — это идет на пользу! Конечно, теперь у меня оргвопросы отнимают массу времени, народ чего-то ждет от председателя — чуда, что ли, а чудес не бывает без труда. Мы дети времени, художники же в большей степени, чем все, дети — в прямом смысле, как натуры тонкие, импульсивные, нерациональные. И естественно, менее склонные к хозяйственной деятельности, чем, скажем, предприниматели. Но времена такие наступили и все жестче наступают, когда и художникам надо брать на себя ответственность, хозяйствовать, выживать. Нам выпало жить в эпоху перемен, причем экономика очень быстро меняется.

А в мозгах, в сознании человека все гораздо медленнее происходит. У наших художников за десятилетия советского периода выработалась привычка к тому, что большую роль в их жизни играло государство, которое брало на себя экономические заботы, давало мастерские, заказы. Сейчас нет заказов и совсем другие требования: есть президентский Указ № 795 об аренде, там все расписано.

Я знаю, что многие художники не платят за аренду своих мастерских, ждут помощи от государства в этом вопросе.

— Да, у нас есть члены СХ с Задолженностями в четыре, три, два миллиона рублей, не говоря уже о полумиллионных. Это чревато тем, что для погашения долгов у нас могут забрать мастерские — собственность брестского отделения СХ. Пока у государства все еще мягкое отношение к творческим людям, но, в конце концов, перед законом все равны! И так мы платим за мастерские как за жилые помещения, то есть по льготному тарифу. Ждать еще больших льгот — это как наркоману ждать инъекции, как зависимость. Сейчас важно жить по средствам, в новых экономических условиях соизмерять свои доходы с теми же квадратными метрами мастерских, часто несоразмерно большими, с ростом коммунальных платежей.

В Беларуси много профессиональных художников. А вот в Европе, где умеют считать деньги, не позволяют себе содержать армию профи. У них художникам помогает или семья состоятельная, или какой-то спонсор.

Связующая нить памяти

— Николай Петрович, помимо хозяйственных вопросов Вы взялись за нравственные, например, увековечивание памяти.

— На последнем собрании приняли решение об установлении мемориальной барельефной доски заслуженному деятелю культуры, орденоносцу Ивану Фетисову — на доме, где он жил. Это только начало памятной акции по отношению к нашим замечательным землякам. Были упреки, что и в Минске не всем народным установлены доски.

— Не всегда ведь официальное звание совпадает с народным признанием, с оценкой истории.

— У нас на Брестчине целая плеяда своих талантов, тех, кто стоял у истоков. Я уже вел переговоры с проректором технического университета, былого БИСИ, где работал Николай Чурабо, о создании инициативной группы по увековечению его памяти. Его художественный труд при жизни не был оценен, он ушел в небытие без звания, хотя время высвечивает масштаб этого художника, у него осталось богатейшее творческое наследие. Ушли из жизни Павел Погодин, Иван Рудчик, Эдуард Куфко, Василий Шикин, Василий Соболевский, другие, чьи имена должны знать потомки. Тем более, что, как я уже говорил, грядет 60-летие Брестской организации художников. Ну, а этот год юбилейный для заслуженного деятеля искусств Петра Данелии, более молодых Льва Алимова, Владислава Куфко.

— Хочу напомнить, что и у Вас в этом году некая дата.

— Нет, 55 лет не считаю юбилеем, это так, переходный возраст.

— Как пополняется СХ молодежью?

— Молодых художников теперь мало вступает в Союз. Раньше, когда мы вступали, были высокие требования, в Москве утверждали. Сейчас планка опустилась. Внешне вроде бы все красиво делается — рамы, паспарту, а духовная составляющая слабее. Многие современные работы, на мой взгляд, имеют некую техническую, инженерную направленность или компьютерную, в них нивелируется роль личности, автора, нет связи с духовностью, с живой природой, а это, я считаю, чужеродно славянской натуре. Нам важно творческое начало, одушевленность, положительная энергетика.

Под сенью Креста

Еще в 1993 году, взявшись за воссоздание Полоцкой святыни, Николаю Кузьмичу пришлось влезать в шкуру хозяйственника параллельно с тончайшими творческими, духовными исканиями. Поскольку Крест Евфросинии Полоцкой — это драгоценные металлы, камни, работа с ними могла вестись только по лицензии юридическим лицом. Даже в Уставе СХ не записано, что художники имеют право работать с драгметаллами, это государственная производственная монополия. Николай Петрович оценивает свою ювелирную работу как, возможно, единственный случай в Беларуси. Он вынужден платить налоги как индивидуальный предприниматель, его мастерская — не творческая, а производственная, платит за нее по полной —100 евро в месяц. То есть, и юридически, и фактически находится в более тяжелом положении, чем вольные художники. Но такая экономическая деятельность научила ИП Кузьмича и зарабатывать деньги, и просчитывать каждый шаг, и держать в голове сверхзадачу художника. Вот как он говорит об этом.

— 13 лет работаю для белорусского народа и Православной Церкви, для возрождения памяти и исторического наследия. В начале этого июня по ежегодной традиции был в Полоцке в День преподобной Евфросинии. Если раньше ездил смотреть на Полоцкий Крест как на свою работу, осмысливал, что удалось, что не удалось, то нынче по-новому взглянул на него. Понял, что Крест не мой, он зажил своей самостоятельной жизнью. Я приложился к нему — он был теплый, цельный. Было очень много людей, которые поклонялись мощам матери Евфросинии, прикладывались ко Кресту. И я, как все, с благоговением смотрел на Святыню, которая должна быть у народа. Люди должны иметь веру—без нее нет нравственных законов, вообще нет будущего.

Вера помогает мне в ответственной работе — сейчас это рака для мощей преподобной Евфросинии, Бетонный рельеф и вырезанные из меди надписи будут в кованом серебре. Серебро выделил президент РБ — как дар для Белорусской Православной Церкви. Работа многоступенчатая: лепилось в Бресте, отливалось в Минске, золотилось в Москве. Уникальная рака, ее по силам сделать заводу в Москве. Но такое чудо делаем мы теперь в Беларуси. Работаю со спокойствием в душе, хотя надо свести и финансовые концы с концами, и выдержать комиссии из пробирного надзора, и помощников найти — мне ведь одному эти тяжести не поднять даже, а по закону ИП нельзя собирать компанию больше трех человек.

Каждый несет свой крест — в переносном смысле. В прямом смысле Воздвизальный Крест, созданный в период смуты, междоусобных настроений и раздоров на Руси, был для Евфросинии Полоцкой символом духовного очищения и единения народа. Мы и сегодня все так же нуждаемся в спасительной силе Креста Господня…

Любовь ПАВЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.