1995 Биография юбиляра

Мартынов, А. Биография юбиляра / А. Мартынов // Кобрынскі веснік. – 1995. – С. 2.

К 60-летнему юбилею СШ № 2 г. Кобрына и об истории образования в Кобрине с начала 20-го столетия.

Биография юбиляра

В наше многотрудное время не столь уж часто «исключительно по зову сердца» можно собрать сотни представителей раз­ных поколений, чтобы со­обща отпраздновать некое объединяющее их всех событие. Именно это произошло 4 ноября, когда в огромном спортзале СШ № 2 в торжественной обстановке бывшие и нынешние ученики и преподаватели дружно ознаменовали шестидесятилетие своей школы.

Нельзя не отдать должное той огромной подготовительной работе, какая была проделана коллективом энтузиастов, вдохнов­ляемых неуемной Аллой Васильевной Дмитрук. Особенно впечатляет гран­диозная выставка разно­временных настенных газет, общешкольных и классных, заботливо со­бранных и сохраненных в течение десятилетий. Надо было видеть, с каким вниманием рассматривали это коллективное творчество разновозрастные тёти и дяди, припоминающие ушедшую мо­лодость. Разумеется, были обзоры пройденного, хвалебные речи, воспоминания, подарки. Словом всё, что положено. Одна­ко самым ценным в данном случае оказалась возможность вновь пообщаться с одноклассниками, встретиться с учителями-пенсионерами, что за каждодневной суетой доводится пережить, увы не столь уж часто.

Несомненно, у столь солидного по возрасту юбиляра должна быть не­кая своя, непохожая на иных, биография. Судьба дала мне возможность познакомиться с нею, и поэтому мне хочется хо­тя бы бегло поведать о ней любознательным читателям.

Но вначале совсем краткое предисловие: что же представляло из себя школьное дело в Кобрине с начала 20-го столетия? В качестве некоего «флагмана» должно быть названо четырехклассное городское училище с его заведующим Лапой. Оно давало абитуриентам за­видное право на получение государственным служащим первого чина по двенадцатистепенной табели о рангах.  В него принимали окончивших четырехклассную начальную школу, которых в городе имелось три—две мужских и одна женская. Кроме того, существовала до­ступная лишь избранницам шестиклассная женская частная прогимназия До­брыниной. Нелишне припомнить, что по данным первой переписи населе­ния в 1897 г. грамотеев в Кобрине было 4355, а безграмотных 6560. В университетах обучались 22 студента, в гимназиях — 129.

Предвижу законный во­прос: неужели в городке с 12-тысячным населени­ем имелось столь мизер­ное количество в общем-то маленьких школ? Де­ло в том, что добрая по­ловина горожан состояла их евреев, доступ кото­рым в общеобразователь­ные школы был воспре­щен. Зато у них имелись свои школы — хедеры и ешиботы — с религиоз­ным уклоном.

С каждым годом в го­роде всё острее ощущалось отсутствие средней школы. Городское руко­водство неоднократно об­ращалось к министру народного просвещения с просьбой об открытии гимназии, обещая выде­лить земельный участок под здание и частично покрыть расходы по стро­ительству. Ответ неиз­менно следовал отрицательный. Поэтому сы­новья более состоятель­ных родителей были вы­нуждены на восемь лет переселяться в Брест, Пинск и даже Белосток за получением аттестата зрелости.

Непосредственным «пре­дком» нынешнего юбиля­ра следует назвать мужское приходское учили­ще; возглавляемое Михай­ловым, которое находилось вблизи нынешней школы. Деревянный дом с необычайно огромными по меркам того вре­мени окнами су­ществует поныне. Еще недавно в нем находился детский садик, теперь ГАИ. В этом доме школа просуществовала  до нача­ла десятых годов, Тогда в конце Брестской (Советская) улицы в комплексе кирпичных зданий упраздненной «монополь­ки» (заведение для рафи­нирования спирта-сырца) был создан школьный городок с жильем для учителей. Его существо­вание оборвалось в авгу­сте 1915 г., когда в связи с приближением фронта наступила принудитель­ная массовая эвакуация горожан. И лишь с 1921 г., когда Кобринщина по Рижскому мирному дого­вору перешла к Польше, оживилось школьное де­ло. Была основана вось­милетняя гимназия с гуманитарным уклоном—пер­вое в истории города среднее учебное заведение — и восстановлены все довоенные начальные школы, в том числе наша. Неизвестна причи­на, по которой ей снова пришлось тесниться в первоначальном деревян­ном домишке напротив костела. Лишь в начале тридцатых годов были изысканы средства на строительство современ­ного двухэтажного зда­ний.

Под новостройку был отведен земельный уча­сток рядом с давно за­крытым еврейским кладбищем». В народе это место называлось «Брокером», что в переводе с польского означает пив­завод. По-видимому, таковой здесь некогда суще­ствовал. Для Кобрина того непроглядно-застойного периода это была доподлинно «стройка ве­ка», затянувшаяся на ряд лет. Тем временем обстановка в тесном ста­ром доме сложилась крайне тяжёлой. Учёба в переполненных классах велась в две смены. По­тому было решено не дожидаться полного за­вершения строительства, а начать занятия поэтапно, в уже пригодных для этого классах. А пос­ле окончательного завершения стройки новое здание было разделено поэтажно между двумя семилетками.

При «первых Советах», по бытовавшему у нас выражению, здесь обос­новалась восьмилетка. А в годы немецкой оккупа­ции школьный вопрос вообще «не существовал, если не считать карика­турно-символического ис­ключения — единствен­ной в уезде начальной школы с преподаванием на украинском языке. Под неё не нашлось более подходящего помещения, чем суворовский домик — развалюха с низкими потолками и маленькими комнатёнками. В то время в здании СШ № 1 разместился центральный орган оккупационной вла­сти  гебитскомиссариат, а наша школа была превращена в казарму батальона конной жандармерии, предназначенной для борьбы с парти­занами. На освобожденном от каменных надгробий соседнем еврейском кладбище были выстроены огромные конюшни. Однако длилось это недолго. Среди лошадей начался крупный падёж, вызванный отравлением их партизанскими связными. В конце концов, жандармам пришлось убираться из школы со своими лошадьми. Незадолго до бегства оккупантов здание сильно пострадало от взрыва вблизи его крупной авиабомбы. После самых необходимых восстановительных работ в здании развернулся военный госпиталь. И лишь после полного перехода жизни на мирное положение школа была полностью восстановлена, начаты нормальные заня­тия на этот раз в кобринской средней школе № 2. С тех пор открывается иная страница школьной истории, совершенно непохожая на прежние.

А. МАРТЫНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.