2017 Бакун, Е. С Терпсихорой на «ты»

Бакун, Е. С Терпсихорой на «ты» / Елена Бакун // Кобрынскі веснік. — 2017. — 15 лістапада. — С. 5.

О руководителе образцового танцевального коллектива «Пралесачкі», Почетном гражданине Кобринского района С. Чирун.

С Терпсихорой на «ты»

Любопытные сосредоточенные глазки, вытянутые в струнку спинки, вздёрнутые носики… Мальчики и девочки лет пяти-шести пристально следят за всеми движениями своего наставника и чётко выполняют его команды. Нет, точнее даже не наставника, а второй мамы, загадочной, доброй и в тоже время строгой феи,руководителя образцового танцевального коллектива «Пралесачкі», Почётного гражданина Кобринского района Светланы Чирун. Сами ребятишки, как маленькие лебедята, — их движения ещё так скованны и неуверенные.

Буду руководителем кружка

— Пройдёт время, и вы не узнаете этих ребят. Они превратятся в красивых лебедей. И пусть не все выберут своей стезёй завораживающую магию танца, но то, чему за время пребывания в коллективе они научатся, останется с ними навсегда — в грациозных движениях, в уверенных взглядах, в манере общения, большом кругозоре, — начинает нашу беседу Светлана Иосифовна.

Когда-то и сама Светлана «неоперившимся птенцом» пришла в танцевальный кружок при Кобринском Доме пионеров. Уже тогда, став в ровный ряд такой же неопытной ребятни, девочка почувствовала, что пройдёт время и она непременно станет руководителем танцевального коллектива. С тех пор ни о какой другой профессии Светлана не мечтала, ни в какой другой сфере деятельности себя не представляла, поэтому очень благодарна маме, которая в своё время поддержала дочку и смогла переубедить папу, что не только инженер — это звучит гордо. Светлана понимала, для того чтобы учить любимому делу других, прежде всего надо самой совершенствовать своё мастерство. И девочка старалась, с упорством разучивая новые движения, технические приёмы, с удовольствием постигая мелодию души и тела, с каждым новым занятием одерживая маленькую победу над своими слабостями и уверенно приближаясь к своей мечте.

После окончания Гродненского культпросветучилища (сейчас колледж искусств), клубному работнику и руководителю самодеятельного танцевального коллектива Светлане Чирун предложили остаться в Гродно, но она всё же решает вернуться в родной Кобрин. Осенью 1974 года в том же Доме пионеров, в котором когда-то впервые зародилась мечта, моя героиня предстала перед пятьюдесятью ребятишками уже в новой роли — руководителя кружка.

От «Красной гвоздики» до «Пралесачак»

— Страна, а вместе с ней и наш самодеятельный кружок готовились к празднику Октябрьской революции, поэтому неудивительно, что первый номер, который я поставила со своими воспитанниками, назывался «Красная гвоздика». Это символическое название закрепилось и за нашим кружком до самых 90-х годов, — рассказывает Светлана Иосифовна. — До сих пор помню своих первых учеников — Зину Ильясюк, Таню Волкову, Свету Лобашевич… Может потому, что первые, может потому, что для многих из них «Красная гвоздика» оказалась стартовой площадкой, дала путёвку в жизнь. Одни стали успешными хореографами, другие танцевали и танцуют в известных коллективах страны — в Белорусском государственном заслуженном хореографическом ансамбле «Хорошки», Национальном академическом народном хоре имени Титовича, образцово-показательном оркестре внутренних войск МВД Республики Беларусь и др. Мои первые воспитанники были так не похожи на современных детей — более зажаты, застенчивы, без лишней самоуверенности. Тем не менее, это не помешало им добиться больших успехов.

Одна единственная запись в трудовой книжке — руководитель кружка, одно единственное место работы — районный центр детского творчества. Были ли другие предложения у Светланы Чирун за 40 лет практики, более заманчивые? Как признаётся моя героиня, конечно, были, но мыслей расстаться с коллективом — никогда. Даже из чувства простого любопытства не возникало желания что-то поменять.

— Хорошо это или плохо — не знаю. Если человек нашёл себя и ему интересно то, чем он занимается, то и привыкания, рутинности никакой не будет ощущать. Желание творить, создавать новые номера, не стареть душой, искать интересные идеи для меня всегда было на первом месте. Может, поэтому и эмоционального выгорания, о котором так много говорят, я не испытывала, — замечает Светлана Иосифовна.

«Пралесачкамі» коллектив стал называться в 90-х годах. По-другому, глядя на ребят, олицетворяющих весеннюю свежесть, нежность, детскую открытость и стремление к прекрасному, и не скажешь. Со сменой названия не изменилась идея, главная задача, которую ставит перед собой руководитель коллектива — пропаганда народного творчества, сохранение самобытной местной культуры.

Народный танец – это душа

Поставить танец с детьми — это одно, а объяснить ребёнку заложенный в нём глубокий смысл, который он должен передать с помощью движений зрителю, совсем другое. Поэтому и уделяет Светлана Чирун огромную роль работе с участниками коллектива по собиранию и изучению местного фольклора и народного творчества других стран.

— Почему я делаю упор на народные танцы? Потому что они вечны, в них душа, менталитет, характер народа, сформированный на протяжении многих лет. Ничего не имею против современных направлений — хип-хопа, брейк-данса, электро, тектоника. Они тоже развивают пластику, в них много движений, эмоций, порой необузданных, — это молодёжная культура, часть их жизни. И я не могу не учитывать интересы подростков. Но сегодня улица живёт одним, завтра другим, — рассуждает хореограф.

Как замечает моя героиня, танец — это музыка, а музыка — это танец. Когда ребёнок слышит мелодию в сердце, то он заставит своё тело открыться, и, как в зеркале, отразить все свои эмоции, донести их до зрителя. Раскрывая процесс рождения нового номера, Светлана признаётся, что всё происходит по-разному. Бывает, случайные движения ребёнка на разминке наталкивают на интересные идеи, а иногда отдельные «па» сами накладываются на звуки музыки. Да и с наступлением ночи она не перестаёт быть хореографом и человеком, влюблённым в свою работу. Засыпая под звуки музыки и лёгкие движения, навеянные шумом дождя за окном, переосмысливает их во сне, порой просыпается, когда отдельный элемент имеет уже своё завершение, остаётся только собрать всё в единое целое…

Костюмы к номерам Светлана разрабатывает сама. И это тоже целое искусство — заложить в них идею, которая бы отражала смысл танца, плюс ещё яркость, зрелищность. Каждый из костюмов — это маленький шедевр, который очень дорог моей героине, ведь он таит свою историю. Сейчас с тканью, аксессуарами, да и пошивом проблем нет. Раньше же приходилось искать материал по знакомым, родителям, перешивать-перекраивать попавшую в руки интересную вещь.

Мы танцуем для зрителя

Искусство должно служить народу, его нельзя держать взаперти. А народ всегда заметит и оценит, была ли в твоём творении душа и желание поделиться прекрасными эмоциями с ним, или звучали фальшивые ноты. Как тогда, когда «Пралесачкам» на фестивале в Украине пришлось выступать в сложных погодных условиях. Дождь, который внезапно и с неимоверной силой обрушился на открытую площадку в момент выступления белорусских участников, не смог разогнать зрителей, зачарованных танцами ребят в национальных костюмах. А у детей ни на минуту не возникло мысли, что можно прервать выступление.

Восторженное приветствие всего стадиона, который стоя аплодировал юным танцорам и на второй день — под занавес фестиваля, долго не отпуская их со сцены, вызвал недоумение у участников, которые не были свидетелями недавней картины, а ребята не скрывали слёз счастья.

Наград, завоёванных Светланой Чирун со своим коллективом, великое множество: и районного, областного, республиканского, и международного уровней. Перечислять их пришлось бы очень долго. Стоит только заметить, что за каждой из них, будь то благодарственное письмо, полученное на сценических площадках родного города, или Гран-при, привезённые из солнечной Болгарии или Украины — частичка души и упорного труда руководителя и каждого из прекрасных юных созданий, которые занимаются в коллективе любимым делом и приносят наслаждение окружающим.

Заметил и оценил народ и заслуги самой Светланы Чирун: сертификат по работе с одарёнными детьми Брестского облисполкома, лауреат премии Президента по поддержке талантливой молодёжи и студентов, нагрудный знак «Выдатнік адукацыі» Министерства образования Республики Беларусь, «Почётный гражданин Кобрина», которого удостоилась она в этом году. Думаю, что и на этом Светлана Иосифовна не остановится. Хотя для моей героини, как для любого творческого человека, главным показателем труда является то, что каждую осень поток родителей с их маленькими чадами у дверей зала, где зажигаются будущие звёздочки, не уменьшается. Среди родителей — много знакомых лиц — бывших участников коллектива. И каждый из них верит, что всемогущая фея раскроет в их ребёнке потенциал, поможет окрепнуть и даст возможность расправиться хрупким крылышкам за спинами этих маленьких ангелов, как когда-то и им, замечает собеседница.

— Я стараюсь в каждом человечке увидеть личность, заметить то, что у него получается лучше, и сделать на этом акцент. Сразу предупреждаю и родителей, и малышей, что в первый год, пока дети не научатся трудиться над собой, не разучат элементарные движения, на сцену они не выйдут. Ребёнок сразу должен понять, что возможность выступать, перед публикой нужно заслужить. Благодарна мамам и папам за понимание и помощь, которую они оказывают.

Среди бывших воспитанников Светланы Иосифовны и сейчас, как в начале её профессионального пути, много тех, кто свою жизнь связал с танцами. Судьба разбросала их по миру, предоставив возможность оценить талант, заложенный ещё в «Пралесачках», не только белорусскому зрителю, но и украинцам, россиянам, полякам, немцам, китайцам. Привить любовь к музе танцев Терпсихоре моя героиня смогла и семье: муж для неё — главный советчик и первый судья, постоянный зритель всех отчётных концертов коллектива, сыновья — бывшие мамины ученики, уже выпускники «Пралесачак». А внучка Анастасия пока ещё учится у бабушки-хореографа выражать свои эмоции через движения танца и мечтает продолжить семейную династию.

Елена БАКУН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.