2014 Фридлендер Нет героев

Фридлендер, Н. «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях…» / Наталья Фридлендер // Кобрин-информ. – 2014. – 17 июля. – С. 11.

О Героях Советского Союза – В. Кирмановиче, А. Морозове.

«Нет героев от рожденья,

они рождаются в боях…»

А. Твардовский

В 2014 году исполнилось 80 лет со дня учреждения звания Героя Советского Союза. Сегодня нет уже ни СССР, ни этой награды. Но из истории их выбросить невозможно, потому что в летопись советского государства, в героическую историю народа вошли навечно яркие страницы подвига простых советских людей. Герой Советского Союза. Все три слова пишутся с большой буквы. Но что стоит за этими словами?..

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ…

Во все времена, во все исторические эпохи были свои герои. Но человечество не знало такого беспримерного героиз­ма масс, какой проявили советские люди в борьбе за честь и независимость своей Родины. Закономерность истории тако­ва: чем благороднее цель, идеал, мо­ральные мотивы — тем ярче подвиг. Было вполне естественным, что в Со­ветском Союзе 16 апреля 1934 года впер­вые было принято решение об установ­лении звания Героя Советского Союза.

Первыми Героями Советского Союза стали семь лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев. Это — Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василии Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин.

Со второй половины 1930-х годов война начала стучаться в двери советских людей. Вооружённые конф­ликты в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, интерна­циональная помощь Китаю и Испании — всё это этапы подвига советских воинов за рубежом. Были среди них и наши земляки. В Испании 59 человек были удостоены зва­ния Героя Советского Союза, из них 19 человек посмертно. В целом с апреля 1934 года по июнь 1941 года высшей степени отличия в СССР были удостоены 626 человек.

Первыми героями Со­ветского Союза в годы Ве­ликой Отечественной вой­ны стали лётчики Степан Здоровцев, Михаил Жуков и Петр Харитонов, сбив­шие в первые дни войны несколько вражеских само­лётов, в том числе и тараном. В июле 1941 года весь мир узнал о подвиге белоруса — капитана Николая Гастелло. Всего звания Героя Советского Союза удостоено с 1934 года по 1991 год 12772 человек, в том числе 494 белоруса и уроженца Беларуси. Этой награды удостоены 88 участников подполья и партизанского движения в Беларуси. В послевоенные годы звания Героя Советского Союза удостоены наши земляки: три космонавта и четыре участника воины в Афганистане.

   Под стать Героям Советского Союза были и полные кавалеры ордена Славы. В Статуте ордена Славы сказано: им награждаются воины за личную отвагу или совершение личного подвига. Несколько раз высокого звания Героя Советского Союза удостоены прославленные полководцы и военачальники. Четырежды был удостоен звания Героя Советского Союза Маршал Советского Союза Георгий Жуков.

   Самый молодой Герой Советского Союза Валентин Котик, к моменту совершения подвига ему было 14 лет.

У войны не женское лицо?..

Говорят: «У войны не женское лицо». Тем не менее есть женщины, получившие высшую степень отличия. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза — лётчица Валентина Гризодубова. Первая и единственная женщина — дважды Герой Советского Союза — лётчик-космонавт Светлана Савицкая.

А знаете ли вы, что летчик-истребитель гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк, наряду с Екатериной Буновой, считается настоящим асом-истребителем (никакие другие женщины летчицы пока не удостаивались такого признания) и занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина летчик, одержавшая наибольшее число побед в воздуш­ных боях. Хотя данные о ее победах при­водятся разные, обычно исследователи схо­дятся на 11 личных победах и 3 групповых. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк погибла, выполняя боевое задание, — ей не было еще 22 лет.

Мария Октябрьская (Гарагуля) — Ге­рой Советского Союза, механик-водитель танка, гвардии сержант. Мария Октябрь­ская — единственная женщина Герой Со­ветского Союза, воевавшая в бронетанко­вых частях. Но самое интересное то, что ее танк Т-34 «Боевая подруга» был построен на ее собственные сбережения (50 тысяч рублей!). 17 января 1944 года Мария Октябрьская была смер­тельно ранена, когда пыталась под огнем противника устранить повреждения тан­ка. Но даже после ее смерти, «Боевая под­руга» продолжала боевой путь.

УРОЖЕНЕЦ КОБРИНА

В исторических битвах Великой Оте­чественной войны плечом к плечу с рус­скими, украинцами и воинами других на­циональностей Советского Союза самоот­верженно боролись сыны белорусского на­рода. Они внесли свой достойный вклад в дело освобождения Родины и разгрома фашизма. Есть среди них и уроженец на­шего города — Владимир Кирманович.

У центрального входа в СШ № 2 города Кобрина висит мемориальная доска, над­пись на которой гласит, что в этой школе учился Герои Советского Союза В.Н. Кирманович. Однако о том, кто такой Кирма­нович и за что ему было присвоено столь высокое звание, знают немногие. История жизни Героя Советского Союза осталась, в основном, в памяти его родных и близких, проживающих, как теперь принято гово­рить,  в странах ближнего зарубежья.

…Сын рабочего из г. Кобрина, и сам рабочий-столяр, Владимир Кирманович в 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Ко времени нападения на нашу страну фашистов Кирманович был уже опытным артиллеристом. Отличный мас­тер меткого огня, человек большой силы воли, он вскоре стал командиром взвода, а затем — командиром противотанковой ар­тиллерийской батареи. Капитан Кирманович воевал на Курской дуге, на реке Молочной, в низовьях Днеп­ра, освобождал Симферополь и Севастополь, изгонял врага из Прибалтики.

Осенью 1944 года наши войс­ка, преодолевая яростное сопро­тивление фашистов, успешно продвигались вперёд, освобож­дая Советскую Прибалтику. В те дни гитлеровцы на одном из уча­стков фронта предприняли попытку круп­ными силами остановить на­ступление Красной Армии.

На Рижском направлении навстречу контратакующему врагу были выдвинуты проти­вотанковая батарея капитана Кирмановича и два подразделения танков.

Четырёхорудийной бата­рее тяжело было справиться с большим количеством танков противника (33 танка). Поэто­му капитан Кирманович, не желая напрасно терять снаря­ды и раньше времени обнару­живать себя, выжидал удобно­го момента для удара. Когда машины фашистов разверну­лись бортами к позиции бата­реи, расчёты услышали долгож­данную команду: «Огонь!».

Дружно грянули орудия. От первого залпа загорелись три вражеских танка. Затем окутались дымом и пламенем ещё два. Остальные танки за­метались по полю, ведя беспо­рядочную стрельбу.

Разгорелся жестокий бой. Капитан Кирманович, находясь всего в двухстах метрах от про­тивника, прекрасно видел всё поле сражения. В решающий момент он по собственной ини­циативе взялся корректировать огонь находившихся в тылу гвардейских миномётов и ар­тиллерии. Нацеленные Кирмановичем меткие залпы несли смерть и разрушение в ряды наседавших фашистов. Более 20 танков пылало на поле боя. Враг отступил.

За мужество и героизм, за проявленную инициативу, опре­делившую исход боя, Владимир Кирманович удостоен звания Героя Советского Союза.

И сегодня семья Владимира Кирмановича поддерживает от­ношения с сотрудниками военно-истори­ческого музея им.А.В.Суворова. Внучка ге­роя навещает родственников в Кобрине и обязательно заходит в музей.

УДОСТОЕН ЗВАНИЯ ПОСМЕРТНО…

Поразительно быстро взрослели на войне мальчишки. Всего 22 года было лётчику-истребителю Арсению Морозову, уроженцу Твери, Герою Советского Союза, получившему это высшее и самое почёт­ное звание за подвиг, совершённый в на­ших краях. Могиле героя можно покло­ниться в сквере им. Пуганова. Его имя но­сят красивый сквер в центре и одна из улиц нашего города.

24 июля 1944 года в районе Высоко-Литовска на пути наших наступающих войск встретилась укрепленная немецкая поло­са. Гитлеровцы оказали упорное сопротив­ление. Пара истребителей — Арсений Морозов и его ведомый Николаи Иванов — была отправлена в тыл врага, западнее Бреста, имея задание провести воздушную разведку войск противника.

Возвращаясь на свой аэродром, Моро­зов доложил по рации о выполнении зада­ния и сообщил, что видит большое количе­ство войск и техники на переправе. Это была переправа через речушку где-то в районе Бреста. Летчик попросил разреше­ние на штурмовку и, получив его, ринулся со своим ведомым на фашистов, поливая их метким огнем. По нашей паре самоле­тов гитлеровцы с остервенением открыли огонь из всех видов оружия. На завершающем этапе боя Арсений был смер­тельно ранен шальной пулей, а самолет разведчика тряхнуло, и он, потеряв уп­равление, стремительно понесся к зем­ле. Ломая верхушки деревьев, истреби­тель упал в глубине леса, на террито­рии, еще занятой врагом.

Вот как об этом бое и участии в нем А.И. Морозова вспоминает Н.И. Иванов: «Иногда я ходил с ним на разведку, и в одном из таких вылетов он и погиб. С 41-го года летал, ни одной пробоины не привозил, а тут его зенитки подловили… Станция та называлась то ли Черемха, то ли Крещелье, это за Западным Бугом. Мы отштурмовались по немецким плат­формам с техникой, с солдатами, и Ар­сен передал: «Колька, разворачиваемся вправо!» И на развороте я увидел за его самолетом дымок. Это снаряд пробил водорадиатор.  Я больше ни на что не гляжу, подхожу к нему… высота метров две­сти всего. «Арсен! Арсен!» — а он в каби­не согнулся, и самолет как бы в разворо­те, так с креном и идет. Я ему: «Бери влево! Влево ручку!» Он услышал, смот­рю — крен убавился. А на себя — никак… «Арсен! Возьми ручку на себя!» Но, ви­дать, не пересилить ему. Я ему: «Трим­мером возьми!» Он ничего не смог сде­лать. А самолет все ниже и ниже… Июль, цветущие поля, уже замелькал, заблес­тел впереди Западный Буг. А на восточ­ном берегу недалеко наш аэродром был. Я только и думал о том, как бы нам эту речку перемахнуть — а там уже и свои. А самолет Арсена все ниже, ниже. И какая-то неровность, бугорок. Он как ахнулся — все! — и развалился…»

Местный лесник, видевший все про­исходящее, нашел изуродованный само­лет ЯК-9, извлек из-под его обломков тело пилота и похоронил в лесу. Через несколько дней, когда район был пол­ностью освобожден, лесник пришел в ближайший штаб Красной Армии, рас­сказал о воздушном бое и передал ко­мандиру документы погибшего, кото­рые нашел в карманах летчика. А по­том привел советских воинов к месту, где похоронил смельчака.

К слову сказать, существует не­сколько иная версия последнего боя А.И. Морозова. Она изложена в очень солид­ном московском издании 1988 года: «Ге­рои Советского Союза. Краткий биогра­фический словарь». Дословно: «24.07.1944 при ведении разведки в рай­оне городов Брест, Высокое вступил в бой с группой самолетов противника, уничтожил два из них, но был подбит. Направил свой горящий самолет на ко­лонну вражеских войск».

Однако все же логичнее опираться на рассказ непосредственного участника воздушной схватки — ведомого Н.И. Иванова.

Как бы нам сегодня ни хотелось ус­тановить точно время, место и все обстоятельства гибели А.И. Морозова, сде­лать это, к сожалению, невозможно. Бес­спорно одно — летчик погиб как герой.

Позже Арсения Морозова с почес­тями похоронили на площади Свободы в городе Кобрине. Сквер, примыкаю­щий к ней, теперь носит его имя.  В1958 году останки летчика нашли вечный покой в сквере имени Пуганова.

23 февраля 1945 года Арсений Мо­розов получил высшую государственную награду — звание Героя Советского Со­юза, посмертно.

Наталья Фридлендер,

научный сотрудник Кобринского

 военно-исторического

музея им. А.В.Суворова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.