2009 Рысь Воздушные труженики войны

Рысь, Е. Воздушные труженики войны / Елена Рысь // Кобрынскі веснік. – 2009. – 10 чэрвеня, 17 чэрвеня.

Начальный этап войны освещают многочисленные издания книжного фонда музея им. А. В. Суворова. Среди них настоящие раритеты с дарственной надписью автора — генерал-полковника Леонида Михайловича Сандалова.

ВОЗДУШНЫЕ ТРУЖЕНИКИ ВОЙНЫ

Воскресенье 22 июня 1941 года навсегда останется трагической датой. Великая Отечественная разделила людей на живых и павших, но все они на века остались в одном строю солдат Родины. В их числе и летчики 123-го авиационного истребительного полка, оборонявшего небо Кобринщины в первые дни войны.

Начальный этап войны освещают многочис­ленные издания книжного фонда музея им. А. В. Суворова. Среди них настоящие раритеты с дарственной над­писью автора — генерал-полковника Леонида Михайловича Сандалова, бывшего на­чальника штаба 4-й армии. Это книга воспоминаний «Пе­режитое» из серии «Военные мемуары», исследование под названием «Боевые действия войск 4-й армии Западного фронта в начальный период Великой Отечественной вой­ны» военного издательства Министерства обороны СССР и статья «На Брестско-Бобруйском направлении в первые дни войны» в жур­нале исторического архива Академии Наук СССР за 1961 год. Заинтересуют читателя и данные Центрального ар­хива Министерства обороны СССР, составленные науч­ным сотрудником музея Галиной Васильевной Пищик в 1986 году. Эти материалы прежде в местных изданиях не публиковались. Они под­нимают целый пласт истории военной авиации времен ми­нувшей войны и представля­ют интерес не только для профессионалов, но и для любителей истории и краеведов.

У истоков (по материалам Центрального архива Министерства обороны СССР)

123-й истребительный авиационный полк сформи­рован в период с 1 по 25 мар­та 1940 года на основе лет­но-технического состава 41-го, 33-го, 31-го истребитель­ных и 14-го штурмового пол­ков, а также молодого летно-технического состава, при­бывшего из авиационных школ. Имел в составе 4-е эскадрильи и являлся струк­турным подразделением 58-й истребительной авиацион­ной бригады ВОВО с дисло­кацией на аэродроме Балбасово (15 км юго-западнее Орши). Командир полка — Сурин Борис Николаевич, военный комиссар — Гольдфельд Лазарь Ильич.

22 сентября 1940 года, на основании приказа командующего ВВС Западного ОВО (особого военного округа), полк перебазировался на оперативные аэродромы Стригово, Именин (10 км се­вернее Кобрина) и вошел в состав 10-й смешанной авиа­ционной дивизии.

С октября 1940 года до начала военных действий с немецкими захватчиками полк выполнял программу боевой подготовки и имел общий налет 7600 часов.

К началу войны в соста­ве полка находилось 87 лет­чиков, в том числе первого года обучения — 10, второго года обучения — 47, третьего года обучения — 30. Из них подготовленных для боевой работы в дневное время — 80, ночью — 30, на больших высотах — 50. На вооружении полка имелось 58 самолетов И-153 и 20-ЯК-1, находившихся в сборке. Самолеты ЯК-1 отличались большой маневренностью и хорошей по тем временам скоростью — 572 км/ч.

Накануне войны с немецкими фашистами полк нес постоянное дежурство эскад­рильей на основном аэродроме и в течение полутора месяцев — на площадках Брест и Лыщицы, вблизи госграницы держал эс­кадрилью в засаде для перехвата немецких самолетов, пере­летевших на нашу террито­рию.

В первый день войны в неравном бою погиб коман­дир полка Сурин Борис Ни­колаевич, который провел в этот день четыре воздуш­ных боя и лично сбил три самолета противника.

Краткое резюме о перевооружении авиации и состоянии аэродромов находим в воспоминаниях Л. М. Сандалова.

 «Значительной ошибкой следует считать метод перевооружения авиационных дивизий. Новые самолеты для дивизий поступали мел­кими партиями — «россыпью», а целесообразнее было бы перевооружать целые полки на глубинных аэродромах, с тем, чтобы затем их переба­зировать на новые аэродро­мы в полном составе».

«…Я по совету Чуйкова большую часть следующего дня провел в авиационной дивизии. Меня сопровождал командир ее, полковник Ни­колай Георгиевич Белов. Че­тыре полка этой дивизии размещались так: бомбардировочный — в Пинске, один истребительный полк — неда­леко от Кобрина, другой ис­требительный и полк штур­мовиков — в районе Пружан. Аэродромы оказались при­митивными, без бетониро­ванных взлетно-посадочных полос. Летчики ждали заме­ны старых самолетов новыми. Командиры полков в ос­торожных тонах, но доволь­но настойчиво обращали мое внимание на то, что в случае войны полкам немедленно нужно перебазироваться, так как старая аэродромная сеть немецкому командованию хорошо известна.

Запасные полевые аэродромы для полков у нас намечены. Но еще не подго­товлены, — как бы оправды­ваясь, доложил полковник Белов…»

Вызывало опасение у Сандалова и состояние войск ПВО.

«Со старого я поехал на новый Кобринский аэродром и застал там командира авиационной дивизии, а также командира района ПВО.

— Как ви­дите, взлетно-посадочная полоса почти готова, — похвалился полковник Белов. — В ближайшие дни можно будет перебазировать сюда полк Сурина.

Этому полку везет: по­лучает и новый аэродром, и новую технику. И надежное прикрытие, — заметил я, гля­дя в сторону командира рай­она ПВО.

Реакция последнего была совершенно неожиданной.

Вам хорошо известно, — заговорил он с нескрывае­мым раздражением в голосе, — что у меня, как и в войсках чет­вертой армии, зенитные части находятся в ок­ружном лагере за Минском. Ни штаб армии, ни штаб механизи­рованного корпу­са, ни авиацию, ни даже себя прикрыть с воздуха в районе Кобрина мне нечем».

Таким образом, состоя­ние авиации и войск ПВО к моменту вторжения немецких фашистов оставляло желать лучшего и не соответствова­ло сложившейся напряжен­ной обстановке.

В ТОТ ГРОЗНЫЙ ДЕНЬ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

В предрассветной мгле сотни самолетов военно-воздушных сил фашистской Гер­мании поднялись в воздух и взяли курс к границе Совет­ского Союза. Около четырех часов утра на аэродромы, штабы, узлы дорог, административные и промышленные центры, расположенные в западной части нашей страны, обрушились тысячи бомб. За несколько часов до вторжения дыхание войны почувствовал и командир 123-го АИП Б. Н. Сурин.

Выписка из журнала боевых действий за 22 июня 1941 года:

«В полночь в полку, раз­мещенному в местечке Име­нин, объявлена боевая тре­вога. Получен приказ о рас­средоточении материальной части и приведении ее в бо­евую готовность. Летно-технический состав немедленно направился к самолетам, чтобы выполнить этот при­каз.

В 4.00 стало известно, что Брест обстреливается артогнем германских орудий и подвергается бомбарди­ровке с воздуха. В это же время полку дано боевое за­дание: прикрыть с воздуха подходящие к госгранице войска Красной Армии, горо­да Брест и Кобрин. С 4-х ча­сов утра и началась напряженная боевая работа полка. Группы самолетов от 9-ти и до звена, ведущими которых в основном были Сурин, Жи­дов, Алексеев, Савченко, почти непрерывно находились в воздухе, возвращались на свой аэродром лишь для зап­равки горючим и за боеком­плектами.

С 4.00 до 13.00 летчика­ми полка произведены де­сятки боевых вылетов и воз­душных боев с против­ником. О напряженности воздушных схваток с гитлеровцами мож­но судить по такому примеру.

В полдень звено летчиков под командованием лейте­нанта Жидова вылетело на прикрытие г. Бреста. За один вылет летчиками этого зве­на было проведено несколь­ко воздушных боев с бомбар­дировщиками противника и прикрывающими их истреби­телями. В результате этих боев звено сбило 2 бомбар­дировщика Ю-88 и 2 истре­бителя Ме-109, не потеряв ни одного своего самолета.

Всего же до 13.00 летчи­ками полка в воздушных боях было уничтожено 30 самоле­тов противника. Свои поте­ри составили 9 машин сби­тыми и 18 — поврежденными. Последние подвергались не­медленному восстановительному ремонту, который зача­стую проводился под огнем самолетов врага, штурмующих аэродром».

К началу войны в составе полка находилось 87 летчиков, в том числе первого года обучения – 10, второго года обучения – 47, третьего года обучения – 30. Из них подготовленных для боевой работы в дневное время- 80, ночью – 30, на больших высотах — 50. На вооружении полка имелось 58 самолетов 14-153 и 20 — ЯК-1, находившихся в сборке.

Интересны воспоминания о боевых действиях 123-го АИП в книгах Л. М. Сандалова.

«В первый день войны в неравном бою погиб коман­дир полка Сурин Борис Ни­колаевич, который провел в этот день четыре воздушных боя и лично сбил три само­лета противника. Он возвра­тился на Кобринский аэродром тяжело раненным и скончался, не выходя из са­молета. Как в Кобринском, так и в Пружанском истреби­тельных полках осталось все­го по 10-12 самолетов.

Подъезжая к Жабинке, увидели, как фашистские бомбардировщики волна за волной на небольшой высо­те устремились к Кобрину. Навстречу им вылетели две небольшие группы наших истребителей. Одна из этих групп в составе четырех са­молетов И-153 («чаек») сби­ла два фашистских бомбардировщика и смело вступи­ла в бой с вражескими ис­требителями.

В боевой истории 123-го истребительного авиаполка этот случай описан так: «22.6.41 г. Четыре истреби­теля — капитан Мажаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров — вступили в бой с восемью Ме-109. Самолет лейтенанта Жидова был под­бит и пошел на снижение. Три фашиста, видя легкую добычу, стали сверху атако­вать его, но капитан Мажаев, прикрывая выход из боя лейтенанта Жидова, меткой пулеметной очередью сразил одного «мессершмитта»; вто­рой фашист был перехвачен лейтенантом Жидовым и по­дожжен. В конце боя у лей­тенанта Рябцева был израс­ходован весь боекомплект, но Рябцев, не считаясь с опасностью для жизни, повел свой самолет на противника и таранным ударом заставил его рухнуть на землю. В этом бою были сбиты три фашис­тские машины, а с нашей стороны потеряна одна».

В описании боевого пути полка в борьбе с немецкими захватчиками перечисляются имена геро­ев первого дня войны.

«Славные имена отваж­ных летчиков-истребителей — командира полка Сурина Б. Н., меткими атаками унич­тожавшего противника, ко­миссара эскадрильи — стар­шего политрука Корчагина, смело водившего звенья в атаку, лейтенанта Рябцева П. С. – заместителя командира эскадрильи, дравшегося до последнего патрона и тараном своего самолета уничтожившего фашистского ис­требителя, лейтенанта Завгороднего, лейтенанта Шулика, капитана Савченко, стар­шего политрука Сиротина, лейтенанта Калабушкина, лейтенанта Жидова и многих других, показавших в этот день чудеса храбрости и бес­предельной преданности своей Родине. Эти имена войдут в историю первого дня боев как символ отваги, мужества и геройства».

«К исходу 22 июня полк получил приказ о выводе из-под удара личного состава и материальной части на новое место базирования — Пинск. Проявив четкую оператив­ность, командование полка, весь личный состав и исправ­ные самолеты перебазиро­вали на аэродром в Пинск. В этот же день 10 экипажей перелетели в Бобруйск, где в течение 4-х дней прикры­вали аэродромный узел и город, вели разведку и штур­мовку войск противника в районе города Слуцк.

23.06.1941 г. в командо­вание 123-м ИАП вступил майор Мищенко Филипп Ми­хайлович».

Опоздание с построй­кой новых аэродромов и пе­ребазированием на них авиа­ции дорого обошлось совет­скому командованию. Этот факт был одной из причин тяжелого положения 4-й ар­мии в первые дни войны. В результате самолетный парк авиационных дивизий армий и частично авиационных соединений окружного (фрон­тового) подчинения был уничтожен первыми ударами авиации противника преиму­щественно на аэродромах.

 (Окончание. Начало в №44 от 10 июня 2009 г.)

БОЕВАЯ ЛЕТОПИСЬ 123-го АИП

(по материалам Центрального архива Министерства обороны СССР)

27 июля 1941 года была поставлена чрезвычайно от­ветственная задача — в корот­кий срок изучить, освоить и перевооружиться на новые самолеты ЯК-1. Эту задачу полк выполнил блестяще. Перебазировавшись на аэро­дром Монино, в течение 12 дней весь полк был переучен на новой технике и включен в боевой состав 6-го истре­бительного авиакорпуса ПВО г. Москвы. 33 экипажа полка днем и ночью защищали Красную Площадь от налетов фашистской авиации.

27 сентября, согласно распоряжению Ставки Вер­ховного Главнокомандова­ния, полк в составе 2-х эс­кадрилий (с аэродромов Мо­нино и Кубинка) перебазиро­ван на Ленинградский фронт и вошел в состав 7-го истре­бительного авиакорпуса ПВО Ленинграда, где был укомп­лектован до 3-х эскадрилий.

В первых числах октяб­ря 1941 г. Военный Совет Ленинградского фронта возложил на полк одну из самых ответственных задач — прикрытие единственной коммуникации, питающей г. Ленинград и войска Ленинградского фронта — водной и ледяной трассы через Ладожское озеро и порта Осиновец. З время боевых действий противник 70 раз пытался бомбить охраняемый объект, но благодаря самоотверженной работе летчиков только в семи случаях одиночным самолетам уда­лось прорваться в район цели и сбросить бомбы, не причинив ущерба. За хоро­шую работу командованием ПВО Ладожского озера объявлена благодарность. За отличную организацию бое­вой работы командир полка майор Мищенко награжден орденом Ленина, военный комиссар полка Гольтфельд орденом Красной Звезды.

За 7 месяцев войны за отвагу и геройство, прояв­ленные в борьбе с немецки­ми фашистами, было награж­дено 15 летчиков. Кроме того, 5 летчиков, 4 техника 4- й эскадрильи, оставшиеся на аэродроме Едрово, также награждены орденами и ме­далями. Летчики старший лейтенант Пидтыкан и младший лейтенант Воронцов представлены к высшей на­граде — званию Героя Совет­ского Союза.

22 ноября 1942 г. прика­зом комиссара обороны №374 полк преобразован из 123-го АИП в 27-й гвардейс­кий истребительный авиаци­онный полк. К моменту присвоения этого звания летчики полка провели 291 воздушный бой, в которых уча­ствовало 779 наших и 1428 самолетов противника, сби­то 153 самолета противниц. За участие в героической обороне г. Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. весь личный состав полка награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Вступив в новый, 1943 год, полк в период с января по март участвовал в операциях по прорыву бло­кады г. Ленинграда и обес­печивал наступательные дей­ствия наземных войск Ленин­градского фронта.

13 марта 1943 г. полку было вручено Гвардейское знамя, принимая которое, весь личный состав полка дал клятву до победного конца сохранять честь и славу советской гвардии.

9 июня 1944 г. начались операции войск Ленинград­ского фронта по разгрому немецко-финских войск на Карельском перешейке, в которых полк обеспечивал наступление наземных войск с воздуха. Своеобразный ландшафт Карельского перешейка де­лает его исключительно сложным районом для бое­вых действий. Лесные массивы, огромное количество болот и озер, редкие линейные ориентиры позволяют выполнить поставленные задачи лишь при отличной на­вигационной подготовке и детальном, до мелочей, зна­нии района личным соста­вом. Летчики полка в ходе операции показали, что впол­не обладают этими качества­ми. За весь период не было ни одного случая потери сво­их бомбардировщиков.

Полку, как отличившему­ся в боях с немецко-финскими захватчиками во время прорыва линии Маннергейма и овладения городом и кре­постью Выборг, приказом Верховного Главнокомандую­щего №073 от 02.07.1944 г. присвоено наименование «Выборгского».

27 гвардейский ИАП при­нимал участие в освобождении Советской Эстонии, затем возвратился на аэродром постоянного места базирования г. Гатчина, где выполнял задачу по прикрытию г. Ленинграда и коммуникаций на подступах к нему.

Боевых вылетов в течение 1945 г. не производилось, т. к. в секторе действия полка противник не появлялся.

Таков славный путь бо­евого полка, прошед­шего в ожесточенных схват­ках с врагом от первого до последнего дня войны. Не случайны успехи, достигну­тые в боях с коварным и хит­рым врагом. Высокое мас­терство, мужество, отвага, высокая дисциплинирован­ность, организованность и самоотверженная работа всего личного состава при­вели полк в ряды гвардии.

Всего за период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. полком произведено боевых вылетов — 7659; на разведку — 274; на штурмовку -160; по прикрытию наземных войск — 637; на сопровождение сво­их самолетов -1368. Прове­дено воздушных боев — 421, сбито самолетов — 254.

За сухими данными статистики скрываются человеческие судьбы, боль и страдания людей, знавших войну не по учебни­кам. Пройдя через кромеш­ный ад, заплатив непомерную цену собственными жизнями, они добыли для нас, живущих сегодня, право быть людьми  и видеть этот мир во всех оттенках. Они — не жертвы войны. Они, даже те, кто погиб в первые ее часы, — ее победители. А мы — их потомки. Забывать об этом нельзя никогда, как и о цене, заплаченной за мир, достав­шийся нам в наследство.

Эпилог

Наверное, читателю интересно, как сло­жилась дальнейшая биогра­фия 123-го АИП (27-го гвар­дейского истребительного Выборгского авиационного полка) после войны. Собрать эти сведения удалось благодаря сотрудничеству с Дмитрием Александровичем Дьяковым — старшим преподавателем кафедры летательных аппаратов и авиационного оборудования Минского авиационного колледжа, ас­пирантом ГНУ «Институт ис­тории» НАН Беларуси.

В 1970 г. полк базировался на аэродроме г. Пушкин (под Ленинградом).

В том же году он перебазировался в Средне-Азиатский военный округ в Уч-Арала (в юго-восточном Казахстане, на границе с Китаем). До 1972 г. полк был оснащен самолетами МиГ-19. Часть поступила в непосредственное подчинение командованию 10-й САД (смешанной авиационной дивизии). В 1971 г. летчики полка пере­учились на самолеты МиГ-21.

В июне 1981 года 27-й гвардейский ИАП был на­правлен выполнять интернациональный долг в Афганистан в составе двух эскадри­лий и управления полка. За год пребывания в ДРА орде­нами и медалями были на­граждены почти все офице­ры и прапорщики полка. Ко­мандир полка полковник Виктор Севастьянович Кот был удостоен высшего звания — Героя Советского Союза. Полк возвратился на Родину 3 июня 1982 г.

В марте 1985 г. полк от­мечал 45-летие своего осно­вания. Проводилось много мероприятий по ознакомле­нию с историей полка.

Весной 1989 г. 0-я САД, в состав которой входил и 27-йИАП, была переименована в Учебный Авиационный Центр (УАЦ). Полку была поставлена задача подготовить весь летный состав к инструкторской работе до приема выпускников авиационных училищ. Была снята задача несения боевого дежурства.

Последние полеты в пол­ку состоялись 20 мая 1992 года. Самолеты были сданы на базу хранения на аэро­дром Талды-Курган. Доку­менты и знамя полка были сданы в Подольский архив Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

Елена РЫСЬ,

зав. научно­-экспозиционным отделом

Кобринского военно-исторического музея им. А. В. Суворова.

Партизанским соединениям Белару­си В июня 1044 года бьшо направлено письмо секретаря ЦК КП(6)Б П. Поно­маренко о проведении третьего этапа рельсовой войны:

«Противник, используя затишье на со­ветско-германском фронте, усилил пере­возки живой силы, техники по железным дорогам. С целью срыва вражеских пере­возок приказываю:

  1. Всеми силами соединения провести массовое разрушение рельсов методом рельсовой войны.
  2. К подготовке операции приступить немедленно, сохраняя ее в строжайшей тайне. Наносить непрерывные удары, до­биваясь полного срыва перевозок против­ника. Дополнительные указания давать не буду, действовать самостоятельно. О ходе

операции доносить немедленно»

ют операции советских парти­зан, целью которых было одновременное массовое разрушение железнодорожных коммуникаций врага и дезорганизация во­енных перевозок. Они проводились народ­ными мстителями накануне или во время наступлений Красной Армии на фронтах.

8 Беларуси рельсовая война проходила в три этапа. Первый начался в ночь на 3 ав­густа 1943 года, когда около 74 тыс. парти­зан нанесли мощный удар по коммуникаци­ям врага во время контрнаступления советс­ких войск под Курском. Продолжался он до середины августа. Второй этап под условным названием «Концерт» проводился с 19 сен» тября до начала ноября 1943 года * в первый период освобождения Беларуси. Заключи­тельный этап был назначен накануне опера­ции «Багратион».

Перед партизанами Беларуси была по­ставлена конкретная задача — взорвать 48,1 тыс. рельсов на важнейших участках желез­ной дороги. Началась активная подготовка. С Большой земли перебрасывались оружие и боеприпасы. Народным мстителям само­летами было доставлено 52 т тола. Подрывному делу был обучен практически весь личный состав партизанских формирований.

Как и наступление на белорусских фрон­тах, подготовка к этой грандиозной партизан­ской операции проходила при соблюдении строжайшей секретности.

БЕЛТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.