1981 Романов Простые

Романов, В. Простые истины / В. Романов // Заря. – 1981. — 17 января.

Вся рабочая биография Петра Денисовича Селюка связана с Кобринским авторемзаводом.

Простые истины

Сложна она, наша жизнь. Недаром еще в незапамятные времена народ сложил поговорку: «Жизнь прожить — не поле перейти», которую мы и сейчас частенько вспоминаем. В те «годы Баяновы» жизнь была… Нет, конечно, не легче, но попроще, что ли. Взаимоотношения людей ушли от той суровой простоты так далеко, на них воздействуют столь многочисленные факторы, что без надежного компаса в бушующем информацией, стрессами мире прожить нелегко. В советском обществе такой компас — это наши основные жизненные принципы, это то, что впитал человек с молоком матери, чему его учили в школе, институте и чему каждый день учит трудовой коллектив, сама жизнь.

Петр Денисович Селюк. токарь Кобринского авторемонтного завода, живет по кодексу, который условно можно назвать «Простые истины». Вот они: работай в полную силу, ищи живинку в деле; живи по совести, помогай другому человеку; видишь недостатки — не проходи мимо.

Истина первая. Вся рабочая биография Петра Денисовича Селюка связана с Кобринским авторемзаводом. Точнее сказать — жизнь, так как работает Селюк здесь уже более двадцати лет и заводская проходная в полном соответствии с песней «в люди вывела» его.

Начинал Петр, можно сказать, с нуля — учеником слесаря. Впрочем, я неправ здесь. Разве можно зачеркнуть врождённые технические способности, умение быстро схватывать суть работы какого-либо узла механизма или всего станка? Немного времени потребовалось Селюку, чтобы стать слесарем по ремонту двигателей, причем неплохим.

Кажется, что еще надо? Имеет человек профессию, его работой довольны. Но для Петра этого оказалось мало.

Как мне рассказывал бывший его мастер, Селюк частенько после работы задерживался то у расточного, то у токарного станка. Особенно интересовался работой токарей, просил их показать ту или иную операцию. И вот так, вроде бы походя, научился работать на токарном.

Новая специальность пришлась ему больше по душе, нежели профессия слесаря. Здесь он создавал новое, а не исправлял. Поэтому вскоре оказался Селюк в механическом цехе, встал к токарному станку.

Желание дойти до сути, постичь все тонкости работы логически ведут к стремлению усовершенствовать, внести свое в рабочий процесс. Когда началось освоение газопровода автомобиля ГАЗ-51, нужно было сделать оснастку для его обработки. Особенно токари бились над сверлением фланца газопровода. Решение нашел Селюк. Его приспособление позволило повысить производительность труда в три раза.

Почему человек стремится к творчеству? Петр Денисович объясняет это так: работа должна радость приносить. А разве это не радость, когда изготовишь сложную деталь? Держишь ее в руке, а она сердце согревает.

В 1973 году на авторемонтном освоили выпуск картера коробки перемены передач. Был изготовлен специальный станок по расточке отверстий. Работать на нем доверили Селюку. Осваивать новое — страсть Петра Денисовича. Ведь это такая прекрасная возможность внести что-то свое. «Не удержался» и на этот раз, придумал специальную оправку для расточки отверстия. А затем внес рационализаторское предложение по резцедержателей и сверл для расточки.

В ту пору посетили завод представители Черниговского и Ивано-Франковского заводов, соперники по соревнованию. Они очень заинтересовались этой новинкой. Все выспросили, высмотрели и внедрили затем у себя.

Большая это честь для рабочего, когда его труд, творчество получают такую оценку. А как трудится Петр Денисович, красноречиво говорит и еще такой факт: десятую пятилетку он закончил в декабре 1979 года. Новую, одиннадцатую, решил выполнить также за четыре года. Я спросил его: за счет чего? Ведь и так он уплотнил свое время. Петр Денисович повел к своему станку.

— Вот этот корпус по технологии надо обработать так, — и он сначала просверлил, сделал проточку малого отверстия, затем большого, снял фаску.

— А можно так, — и вставил в резцедержатель приспособление, в котором было сверло и два резца. Включил станок, и все четыре операции сделал одновременно.

— Заключая первую главу моего рассказа, хочу подчеркнуть: Селюк умеет работать на всех станках механического участка. При этом профессионально.

Истина вторая. Петр Денисович на заводе человек известный. И не только потому, что токарь первоклассный. Дан Селюку еще один талант — щедрость души, стремление помочь человеку.

…Когда я пришел в цех, Петра Денисовича на рабочем месте не было. Он стоял за другим станком, объясняя что- то молодому парню. Потом, посмотрев как тот работает, одобряюще хлопнул по плечу.

Более двадцати человек обучил своему любимому делу Петр Денисович. Многие из них трудятся рядом, поэтому он и сейчас следит за их работой, приходит на помощь в трудную минуту, не считаясь с тем, что все это отнимает время у него самого. Да и что скрывать тут, влияет на заработок.

— Иначе я не могу. Если плохо работают твои ученики — значит, и ты специалист плохой.

В этом есть своя правда. Подтверждение тому — успехи его бывших учеников Игоря Зыбайло, Сергея Мороза, других ребят. Но Петр Денисович изменил бы себе, если бы замкнулся лишь на своих учениках. Он убежден, что наставничество — это путь к лучшей работе всех, всего завода. Поэтому-то и избрали его председателем заводского совета наставников. Должность хлопотная, что и говорить. Это и посвящение в рабочие, и заключение товарищеского договора между наставниками и учениками, и поздравления с совершеннолетием. А сколько времени отнимает работа про профориентации. Впрочем, у Селюка свой отсчет времени, и поэтому он охотно выступает перед ребятами подшефной первой школы, да и другие школы города его часто приглашают на встречи.

— Все это окупается сторицей, когда ребята приходят работать на наш завод. Ведь вчерашние школьники составляют добрую половину коллектива. Значит, усилия не зря затрачены.

Истина третья. Уходя с работы, Селюк задержался у фрезерного станка: заметил, что еще немного — и ученик «запорет» деталь. Показал, как нужно делать, а наставнику заметил: что же не следишь. Тот отмахнулся: своих забот хватает. Обычно уравновешенный, Селюк вскипел:

— А если бы тебя так учили, меня, других — наработали бы мы? А на следующий день на совете настоял, чтобы того рабочего на определенный срок лишили звания наставника.

Этот пример — яркая иллюстрация жизненной позиции Петра Денисовича; не проходи мимо недостатков. Уже долгое время токари механического находятся в «контрах» с инструментальщиками. У тех или не хватает режущего инструмента, или он низкого качества. Селюк как-то обратился за пластиной для резца — ему отказ. Петр Денисович начал «давить»: поищите, они у вас есть.

Может быть, чтобы «умилостивить» передовика, авторитетного человека, пластину тогда нашли. Но надежды инструментальщиков оказались напрасны. На партийном собрании по обсуждению проекта ЦК КПСС к XXVI съезду Селюк попросил слово и сразу же начал с нехватки режущего инструмента.

— Если мы не решим эту проблему, вперед не двинемся. Поэтому руководству инструментального необходимо навести порядок в своем цехе…

Не так уж и просты они, «простые истины передового рабочего, коммуниста Петра Денисовича Селюка. Но он сам их выбрал, и они его еще не подводили. Свидетельство тому — ордена «Знак Почета», Трудовой Славы III степени, высокое доверие, которое ему оказали коммунисты области, избрав делегатом на XXVI съезд партии.

В. Романов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.