Смирнов, Н. И. Партизанский «Второй фронт» в Беларуси

Смирнов, Н. И. Партизанский «Второй фронт» в Беларуси : имена, факты, операции НКВД (НКГБ) в тылу врага / Николай Смирнов. — Минск : Звязда, 2020. — 421, [2] с., [16] л. ил., портр., факсим.

Сандалов Л. Н. – см. с. 216-217.

***

Совместными действиями чекистов, сотрудников милиции и курсантов Могилевской МКШ за время обороны города были выявлены более двухсот диверсантов, шпионов, вражеских парашютистов и сигнальщиков. К сожалению, сражаясь с ними, личный состав истребительных батальонов и школы нес потери.

Боевую задачу по обезвреживанию германских десантников-диверсантов и ракетчиков совместно с курсантами Могилевской МКШ НКГБ выполнял и Н. А. Михайлашев. В ходе одного из боестолкновений с врагом на его глазах геройски погиб лейтенант госбезопасности П. И. Ефименко. В целом же в составе истребительных отрядов погибло немало сотрудников милиции и УНКВД по Могилевской области.

В связи с вышеизложенным весьма странно прозвучало уже после окончания войны одно из утверждений о том, что все эти германские диверсанты и парашютисты в большинстве своем были ни более ни менее как плодом фантазии паникеров или же самих чекистов. Автором подобного широко растиражированного в бывшем СССР утверждения являлся генерал-лейтенант Л. М. Сандалов — бывший начальник штаба 4-й армии. В своей книге воспоминаний «Пережитое» он писал, что в районе Могилева ему вместе с генералом В. С. Поповым встретилась группа из истребительного батальона, командир которой, обмундированный в форму сотрудника НКГБ, доложил ему: «Разыскиваем вражеских диверсантов». Со слов Сандалова, генерал Попов скептически ему ответил: «Едва ли вы найдете этих парашютистов. Лучше бы разобрались, что за люди сообщили вам о них».

И далее генерал Л. М. Сандалов с пафосом, достойным иного применения, живописал: «Сколько раз во время отступления из Белоруссии мы отрывали войска для розыска якобы выброшенных с самолетов вражеских диверсантов, и, как правило, сведения об этом были ложными, исходили от враждебных элементов. Теперь мы имели возможность убедиться, что на такого рода поиски отвлекались не только военнослужащие».

Однако эта удивительно неверная опенка положения со стороны боевого видавшего виды генерала, пытавшегося показать никчемность действий истребительных батальонов, особенно во главе с якобы бестолковыми сотрудниками НКГБ (НКВД), противоречила даже его собственному боевому опыту.

Ведь в той же самой своей книге генерал Л. М. Сандалов, рассказывая, какими путями доходили до штаба 4-й армии сведения о сосредоточении у советских границ немецких войск накануне их вторжения на белорусском направлении, писал, что многое штаб узнавал от задержанных при переходе границы и передаче радиограмм немецких шпионов, от двух пойманных в Полесье диверсантов-парашютистов, а также от арестованного в Гайновке резидента абвера, осуществлявшего связь со своими хозяевами посредством голубиной почты. А эта работа была как раз-таки уделом сотрудников НКГБ БССР и военной контрразведки…

Да, так гитлеровцы действовали накануне войны. Однако эти их действия приобрели невиданные масштабы и тотальный характер, когда соединения вермахта ринулись на советскую землю. И пример тому — героическая оборона Могилева и его окрестностей…

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.