Академики Брестчины

Грибенчук, С. Испытание временем. Кривецкий Николай Анатольевич / Степан Гребенчук, Анатолий Полонский // Академики Брестчины / Степан Гребенчук, Анатолий Полонский. – Брест, 2003. – С. 119-133.

ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ

КРИВЕЦКИЙ Николай Анатольевич родился 5 ап­реля 1949 г. в Брестской области. Трудовую деятель­ность начинал в сельском хозяйстве Дрогичинского райо­на, затем долгое время находился на ответственных постах в органах государственного управления, на партийной и со­ветской работе. Избирался депутатом Верховного Совета БССР 12-го созыва. Имеет высшее экономическое образова­ние, академик Белорусской инженерной академии. В 1992-1996 гг. руководил Комитетом по созданию СЭЗ «Брест», в ноябре 1996 г. назначен Главой Администрации СЭЗ «Брест».

Н. А. Кривецкого можно без преувеличения назвать «от­цом» СЭЗ «Брест». Во многом именно благодаря его неус­танным усилиям, большому организаторскому таланту, энер­гии и государственной мудрости и стало возможным рожде­ние первой в республике свободной экономической зоны. Вкратце о том, как это все происходило, мы попросили рас­сказать Николая Анатольевича.

ШАГИ К ИНВЕСТИЦИЯМ

Если вы помните, в 1992 -1996 годах Беларусь находилась в тисках жестокого экономического кризиса. В 1996 г. запасы непроданной продукции, скопившиеся на складах предприятий, возросли на 40 %, вырос объем бартерных сделок, продолжалось убыточное производство экспортных товаров, росла задолженность предприятий за товаропоставки друг другу и всех вместе — за потребление энергоносителей. Становилось очевидно, что без реформирования экономики не обойтись.

Реформирование экономики на рыночных принципах подразумевает создание рыночной среды и привлечение инвестиций для роста. Один из важнейших элементов рыночной среды — привлекательный инвестиционный климат.

Если в Беларуси в 1996 г. инвестиции составили всего лишь 1 доллар США на человека, то Словения и Польша имели в 50 раз больше, а Чехия и Эстония располагали по сотне долларов на каждого жителя. Нет сомнения, что наша страна обладала и обладает огромным потенциалом для расширения притока как прямых иностранных, так и любых других инвестиций только за счет улучшения инвестиционного климата. Эксперты отмечают, что темпы притока иностранных инвестиций в любую страну не повышаются до тех пор, пока реформаторы не продвинутся примерно на 80% по пути создания нормальных рыночных экономических структур, т.е. только тогда страна начинает всерьез интересовать крупных инвесторов. С этой точки зрения в 1994 — 1996 гг. перед Беларусью стояла точно такая же задача — сделать все возможное, чтобы в страну пришли инвестиции, жизненно необходимые ей для повышения эффективности использования экономического потенциала, поддержки конкурентоспособности на внешних рынках и повышения уровня жизни.

Создание свободных экономических зон на территории Беларуси явилось одним из шагов в этом направлении. Конкретно ставились следующие задачи: привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, увеличить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрить элементы мирового опыта в сферу организации производства, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.

Первым городом для проведения необычного и широкомасштабного экономического эксперимента был выбран Брест. Выгодное географическое положение, близость границы, пересечение важнейших европейских транспортных магистралей и наличие развитой транспортной инфраструктуры, а также относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и производственных площадей — все это и обусловило создание СЭЗ в Бресте.

Но одних условий мало, необходима была поддержка государства, чтобы проект стал реальностью. До этого момента вопрос безрезультатно и долго обсуждался в Верховном Совете, а законопроект о свободных зонах так и не был утвержден. Могу сказать, что была борьба сторонников создания зоны и ее противников, и только активная поддержка президента, его смелый шаг склонили чашу весов в нашу сторону. Я имею в виду президентский Указ от 20 марта 1996 г. «О создании СЭЗ на территории Республики Беларусь».

Если коснуться предыстории вопроса, то необходимо вернуться в конец 80-х годов, когда при Брестском облисполкоме была создана инициативная группа по разработке проекта СЭЗ в Бресте. Группа (комитет по созданию СЭЗ «Брест») на основании имеющегося мирового опыта и местных условий выработала много предложений, которые затем легли в основу базовых юридических документов.

У истоков

Хочу подчеркнуть в этой связи, что СЭЗ «Брест» не могла бы состояться без активной и всесторонней поддержки как в Бресте, так и в Минске. С самого начала руководители Брестской области В. И. Бурский, затем В. А. Заломай, з. также сотрудники аппарата облисполкома и многих других организаций приложили немало усилий, чтобы проект стал реальностью. К сожалению, рамки небольшой статьи не позволяют мне назвать всех моих товарищей и коллег, поэтому назову только некоторых. Это в то время зам. председателя облисполкома А. С. Гуринчук, начальник отдела ВЭС

A. В. Добрунов, сотрудники налогового управления А. И. Чекан и А. В. Санталова, председатель Брестского горисполкома И. Б. Венцель, начальник таможни «Западный Буг»

B. Г. Осинцев, председатель Брестского райисполкома К. А. Сумар. Большую роль в реализации проекта сыграла также поддержка со стороны областной депутатской группы, куда входило более 20 человек.

Большое содействие в претворении в жизнь идеи создания СЭЗ в Бресте оказали мне В. Б. Долголев — в то время вице-премьер, П. П. Прокопович — первый вице-премьер, М. В. Мясникович — Глава Администрации Президента. С большой признательностью вспоминаю М. А. Маринича — председателя госкомитета, а затем министра внешнеэкономических связей, его заместителя, ныне покойного, А. В. Доб- ромудрова, зам. начальника правового управления Совмина И. Рыбчинского и многих-многих других. От всего сердца я всех их искренне и сердечно благодарю.

И сейчас мы работаем в тесном контакте и полном взаимопонимании с местными органами власти. И со стороны облисполкома, и со стороны Брестских гор- и райисполкомов мы всегда ощущали поддержку, хотя иногда и приходилось кое-что доказывать с цифрами и фактами. Что поделаешь, такова жизнь.

К РЫНКУ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ

Будь на то воля тогдашних политиков и руководителей страны, СЭЗ «Брест» могла бы состояться не в 1996 г., а на 4 года раньше. В 1992 г. появилось постановление правительства «О создании свободной экономической зоны в районе г. Бреста», и у меня в приемной стояла очередь из иностранных бизнесменов, желающих первыми застолбить участок и открыть свое дело. Но со стороны Минска дальше никаких шагов не последовало, время было бездарно упущено, и первая волна инвесторов прошла мимо нас. Они вложили свои капиталы там, где условия уже соответствовали их требованиям: в Польше, Чехии, Прибалтике, России.

В этой обстановке возглавляемому мной комитету по созданию СЭЗ оставалось продолжать отстаивать проект зоны «наверху» и изучать опыт создания СЭЗ в других странах. Не теряя времени даром, я также разрабатывал основы управленческой организации зоны и изучал рынок потенциальных инвесторов.

Поэтому, когда в марте 1996 г. появился президентский Указ «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь», уже имелась основа для его выполнения, т.е. проект СЭЗ возник не как какая-то авантюра, а как следствие долговременной и методичной деятельности сплоченной группы людей, способной действовать в любых условиях и решать самые трудные задачи. После указа президента последовали постановления правительства и постепенно проект СЭЗ «Брест» стал воплощаться в жизнь.

СЭЗ С «БЕЛОРУССКИМ КОЛОРИТОМ»

Сама идея СЭЗ не нова, но надо было приспособить ее к нашим местным условиям. При разработке нормативных документов мы изучали мировой опыт, и не только по печатным источникам. Мне довелось побывать в Китае и сво¬ими глазами увидеть СЭЗ «Джухай» и «Далянь». Ездили перенимать китайский и польский опыт и другие сотрудники администрации. Кроме того, большую помощь при подготовке документов нам оказала немецкая консалтинговая фирма «КПМГ» из Дюссельдорфа. Это стало возможным благодаря договору о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Землей Северный Рейн-Вестфалия, заключенному по инициативе Президента Республики Беларусь в 1996 г. Консультации зарубежных экспертов очень важны, ведь они видят нас другими глазами, т.е. глазами иностранного инвестора. Была создана объединенная команда специалистов, которые скрупулезно обсуждали все возможные варианты. В какой-то степени и для немецких экспертов дело было во многом совершенно новым, т.к. СЭЗ «Брест» задумывалась как комплексная с элементами таможенной, банковской, страховой, экспертно-производственной и туристско-рекреационной зон, а таких зон в Европе нет. После завершения работы немецкие специалисты сделали заключение, что СЭЗ «Брест» соответствует международным стандартам, вполне конкурентоспособна, хотя имеет «белорусский колорит». Положительную оценку возможностям зоны дали и китайские эксперты, неоднократно побывавшие у нас в Бресте в первые годы работы. Они, кстати, отмечали, что для успешной «раскрутки» любой СЭЗ надо как минимум 8 лет.

ВЕРНОСТЬ ВЫБРАННОМУ ПУТИ

Очевидно, что при всех выгодах, которые зона предлагала инвесторам, быть первым означало пойти на определенный риск и перейти определенный психологический барьер. В январе 1997 г. у нас было всего 2 резидента: немецкая фирма «Вестлайн» и колхоз «Пограничник», на землях которого разместился один из участков зоны, а через год их число возросло до 32. Естественно, первыми инвесторами стали наши соседи: предприниматели из Польши, Чехии, ФРГ и России. Более 5 лет успешно работают такие предприятия- резиденты зоны, как ООО «Белорусская кофейная компания», ИП «Аг-Мар-Бел», ИП «Кондор», ИП «Беле», СП «Анрэкс», СП «Блэк Ред Уайт», УПП «СТиМ» и другие. Они вместе с нами делили и успехи, и неудачи, вместе искали решения сложных задач, которые ставила перед нами жизнь. Ведь тем, кто идет впереди и прокладывает дорогу, всегда нелегко. Я очень признателен учредителям этих предприятий за верность выбранному пути, за помощь и поддержку, за понимание.

ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО

С точки зрения внедрения рыночных отношений зона начиналась по известной схеме: сначала осторожно шел мелкий и средний бизнес, а потом осуществлялись и более крупные проекты. Совершенно закономерно, что самые большие предприятия в зоне: СП «Санта Бремор» (18 млн. дол. инве-стиций), «Брестский завод виноградных вин «Шардо» (4,5 млн. дол.), СП «Анрэкс» (3,6 млн. дол.), ИП «Инко» (2,7 млн. дол.) и ряд других полностью развернулись только в после¬днее время. Стабильно и уверенно работают ПП «Инко» и ИП «Инко-Фуд» (польский капитал, производство колбасных изделий), ООО «Белорусская кофейная компания» (производство известного шоколада «Идеал» и конфет), СП «Инво-люкс» (Беларусь — Чехия, производство мебели) и многие другие предприятия, которые выбрали СЭЗ «Брест» всерьез и надолго.

ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ

Со времени создания СЭЗ «Брест» прошло более 5 лет и можно подвести первые итоги. Можно с уверенностью сказать, что зона выходит на новый виток своего развития: на 01.01.2003 г. в СЭЗ «Брест» зарегистрировано 94 предприятия-резидента, из них 67 с иностранными инвестициями. Привлечено внешних и внутренних инвестиций всего с начала функционирования зоны в объеме 76,7 млн. долларов, в том числе иностранных — 47,2 млн. долларов. Хотя удельный вес СЭЗ «Брест» в списочной численности всех работников Брестской области составляет только 0,8%, предприятия — зоны производят 8% всей промышленной продукции области. От резидентов зоны в 2002 г. поступило в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей 25 млрд. рублей. А это уже можно приравнять к бюджетным платежам одного среднестатистического района Беларуси. Отдача от каждого рабочего места в виде выпущенной продукции в несколько раз выше показателя по стране. Подсчитано, что один вложенный доллар принес более 8 долларов прибыли. Где еще можно найти такую рентабельность? И наконец, с начала деятельности зоны создано более 6000 новых рабочих мест.

И среди остальных зон республики Брест выглядит достойно: у нас производится 53,9% общего объема производимой в зонах республики продукции, хотя имеем только 35% работающих от общего количества занятых во всех белорусских СЭЗ. Продукция на экспорт составляет 53,3 %, и около 78% всей прибыли по зонам республики получено также в Бресте.

Спектр продукции предприятий СЭЗ «Брест» достаточно широк: мебель различного назначения, лаки и краски, электронные приборы и оборудование, швейные изделия, продукты питания, промышленная газовая трубопроводная арматура, специальное стекло для электро- и газовых плит, столярные изделия, трансформаторы последнего поколения и многое другое. Ряд предприятий специализируется на оказании услуг: банковские операции, финансовый лизинг, пассажирские и грузовые перевозки, дорожно-строительные работы.

Современное оборудование используется и на самом большом предприятии СЭЗ «Брест» — СП «Санта Бремор». Обработанная и упакованная здесь норвежская сельдь с высокотехнологичных линий отправляется не только во все концы республики. Фирменную этикетку предприятия знают и за рубежом, его продукция не раз завоевывала почетные награды и призы на престижных международных конкурсах. На предприятии работает более 1000 человек, оно инвестировало в производство более 18 млн. долларов.

Ряд предприятий СЭЗ «Брест» производит продукцию им- портозамещения, например ИП «Промтехника» (холодильное оборудование для молочно-товарных ферм), УПП «СТиМ» (машины и красящие составы для дорожной разметки), ИП «Вогаз» (редукторы снижения давления для систем подачи газа) и другие.

Сухие цифры и факты, но за ними инициатива и упорный труд сотен людей.

Побывавший у нас в июне 2001 г. Президент республики А. Г. Лукашенко дал высокую оценку результатам работы предприятий зоны при осмотре выставки производимой в СЭЗ «Брест» продукции. Положительно оценил деятельность СЭЗ «Брест» и премьер-министр страны Г. В. Новицкий во время визита в Брест в июле прошлого года.

«КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ»

Практически все предприятия в зоне созданы частными предпринимателями. На сегодняшний день зарегистрировано 94 предприятия с участием капитала из многих европейских стран, Китая, США, Израиля. Можно сказать, «капиталистический интернационал». Много компаний принадлежат российским и белорусским предпринимателям. В основном, преобладают совместные и полностью иностранные предприятия.

Наши предприятия полностью самостоятельны в своей производственной деятельности, администрация лишь следит за соблюдением законодательства и выполнением предприятиями своих бизнес-планов. СЭЗ «Брест» действительно, особенно в первые годы, была островком частного бизнеса в море во многом прежних экономических отношений. Конечно трудно было первым резидентам — кораблям в бурном море переходного периода — выдержать все бури, но тут, как говорится, «взялся за гуж…». Рынок есть рынок, именно у нас как раз и испытываются новые экономические отношения: цивилизованные, рыночные.

Одной из задач при создании СЭЗ «Брест» ставилось привлечение новых технологий и современного опыта организации производства. Многие наши резиденты отвечают этим требованиям. Белорусское предприятие «Гефест-Кварц» выпускает специальное закаленное стекло для газовых и элек-троплит, в производстве применяется новейшее технологическое оборудование. Современные станки и технологические линии стоят в цехах СП «Анрэкс» (производство мебельной плиты МДФ), СП «Блэк Ред Уайт» (мебель), ИП «Инко- Фуд» (колбасные изделия), ИП «Беле» (офисная мебель). Кстати, это предприятие строит в районе аэропорта мебельную фабрику, в строительство которой намерено вложить более 5 млн. долларов.

УСЛОВИЯ СЭЗ «БРЕСТ»

Рассказывая о СЭЗ «Брест» нельзя не упомянуть кратко об ее основных условиях, привлекающих инвесторов. Льготы подразделяются на 4 основные группы: внешнеторговые, фискальные, финансовые и административные. Все они могут применяться в самых различных комбинациях. Внешнеторговые льготы включают в себя упрощенный порядок экспортно-импортных операций, отмену пошлины на сырье и комплектующие при ввозе и на продукцию собственного производства при вывозе из зоны и некоторые другие. Фискальные льготы — это льготы в системе налогообложения. Налоговая система должна функционировать, исходя из целей СЭЗ с целью не уменьшения, а увеличения общих налоговых поступлений. Резиденты зоны освобождаются от уплаты многих налогов, а некоторые уплачивают в половинном размере.

Финансовые льготы применяются на стадии, когда предприятия-резиденты разворачивают свою хозяйственную деятельность. К финансовым льготам можно отнести гибкую ставку арендной платы за землю, которая зависит от объема и вида инвестиций, площади участка, срока аренды и других факторов.

К административным льготам в первую очередь относится упрощенная процедура регистрации предприятия. Все делается на месте в администрации зоны без волокиты и в короткий срок. Имеются и другие льготы. Хочу особо отметить, что при нынешних масштабах распространения СЭЗ в мировом хозяйстве льготы сами по себе, например, налоговые — не главный стимул для прихода в зону крупного иностранного капитала. Более существенными в этом отношении оказываются сегодня такие факторы, как политическая и законодательная стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, возможность получения на внутреннем рынке относительно дешевых кредитов, наличие соответствующей западным критериям «деловой среды», сервиса и т. д.

У НАС ЕСТЬ БУДУЩЕЕ

Мировой опыт свидетельствует о большой эффективности СЭЗ для стран с переходной экономикой. При умелом использовании всех преимуществ этой формы привлечения инвестиций страна получает большой экономический эффект. Но СЭЗ отнюдь не являются панацеей от всех бед, необходима большая открытость всей экономики. В ближайшие 8 лет Беларуси понадобится для полноценного развития 13 млрд. долларов. Они нужны прежде всего в нефтехимии, энергетике, машиностроении и на селе.

Правительство рассчитывает уже в 2003 г. привлечь около 1,5 млрд. долларов. Это серьезная задача и решать ее нужно всем вместе. И я очень рад, что предпринимаются действенные меры для улучшения инвестиционного климата и создания рыночной среды для инвесторов. Доля частного бизнеса в экономике составляет сейчас 20% и продолжает увеличиваться. В 2003 году в стране планируется преобразовать в ОАО 270 предприятий. Начался процесс приватизации 6 крупнейших заводов нефтехимического комплекса с участием российских газовых и нефтеперерабатывающих компаний. В правительстве осознали всю важность и необходимость участия иностранного капитала в развитии экономики, а это значит, что свободным экономическим зонам быть, они будут расти и развиваться.

Говоря о месте СЭЗ «Брест» в экономике страны, я хотел бы подчеркнуть, что создание стабильной и эффективной политической, экономической, законодательной и финансовой системы, ориентированной на поступательное продвижение страны по пути рыночных реформ, в том числе через отработку соответствующих механизмов в рамках СЭЗ «Брест» с ее одновременной и последовательной интеграцией в экономику республики, во многом способствовало бы повышению конкурентоспособности белорусской промышленности и позволило бы стране эффективно включиться в систему внешнеэкономических связей.

В международном аспекте, со вступлением через 2 года Польши в Евросоюз Брест становится городом на границе двух рынков, а в этом случае, как показывает практика, деловая активность всегда выше. Поэтому я с уверенностью могу сказать: будущее у нас есть. Кстати, давайте заглянем на минутку в это будущее.

Какой представляется СЭЗ «Брест» этак лет через десять?

В строительном плане это будет новый мини-город в районе аэропорта, маленький спутник Бреста. На небольших площадях там планируется задействовать значительное количество рабочей силы. Скажем, только на первом этапе — около 10 тысяч человек. Есть договоренность с местными властями, что всех освобождающихся людей будем переучивать для наших потребностей. Это неплохо, потому что в настоящее время и в Бресте, и в пригороде излишки рабочей силы. Мы понимаем, что к нам начнут переходить специалисты предприятий, но, с другой стороны, их руководители уже сегодня должны к этому готовиться, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда. Этого мы не скрываем, ведь придут более качественные, более дешевые товары, придет инвестор, который обеспечит нормальную зарплату. Да и законом установлено, что рабочие у нас получат на 20% больше — а классный специалист должен получать соответственно своей квалификации. К этому надо готовиться руководителям предприятий, учитывать это необходимо и городским властям.

Опыт создания брестской СЭЗ был использован при создании экономических зон в других областях нашей республики. Важно и то, что этим опытом воспользовались партнеры из ближнего зарубежья — наши соседи с Украины при создании специальной свободной экономической зоны «Интерпорт-Ковель». Ее директор Евгений Полищук вместе с народным депутатом Украины Николаем Мартыненко внимательно рассматривали пакет нормативных документов брестчан с учетом применения их в экономических условиях развития региона г. Ковеля Волынской области.

— Я благодарен Николаю Кривецкому за оказанное содействие, — говорит Евгений Полищук. — А если смотреть глубже, то у меня сложилось глубокое убеждение, что наши соседи-белорусы — добропорядочные, надежные партнеры во всех отношениях. В решении любых вопросов, больших и малых, мы всегда находим взаимопонимание, поддержку. Такого же мнения придерживается и народный депутат Украины Леонид Грач, до недавнего времени Президент автономной Республики Крым. Опыт брестчан был востребован и в Крыму при создании ССЭЗ.

По государственному мыслит, строит свою работу глава администрации СЭЗ «Брест» Николай Анатольевич Кривецкий. Да по-другому и быть не может. Ведь Николай Анатольевич, как руководитель, как ученый-практик, тоже прошел вместе с СЭЗ «Брест» испытание на прочность, выдержал экзамен на зрелость, доказал жизнеспособность новой экономической хозяйственной структуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.