Савчук, М. Трудовой стаж длиной в полвека / Маргарита Савчук // Кобрин-информ. — 2015. — 5 февраля. — С. 4.
Трудовой путь И. П. Мороза, 28 лет возглавлявшего коллектив сельхозтехники (ОАО «Кобринагромаш»), отмечен новым званием — «Почетный гражданин Кобринского района».
Трудовой стаж длиной в полвека
История Кобринской сельхозтехники (ныне ОАО «Кобринагромаш») неразрывно связана с именем легендарного для нашего города человека — Ивана Мороза. 28 лет он возглавлял это предприятие и был очень дальновидным руководителем. Неслучайно во времена развала Союза Иван Павлович смог повести за собой не только огромный коллектив, но и практически полностью перепрофилировать предприятие, которое до сих пор входит в число самых стабильных в нашем регионе. В его трудовой книжке всего три записи: Пружанский совхоз-техникум, Кобринский авторемонтный завод и Кобринская сельхозтехника, а трудовой стаж составил 50 лет. Славный трудовой путь Ивана Павловича отмечен медалью «За трудовую доблесть», Орденом Почета и Орденом Отечества III степени, сотнями почетных грамот и благодарностей, а в день празднования 75-летия Кобринского района ему было присвоено звание «Почетный гражданин Кобринского района».
Деревенское детство мое
До великого Дня Победы оставалось полтора месяца, когда в крестьянской семье, проживающей в д. Свищи Жабинковского района, родился мальчик, которого назвали Иваном. В 1960-х годах в колхозах быстрыми темпами начала появляться сельскохозяйственная техника. Трое братьев и сестренка семьи Мороз все каникулы пропадали в поле или на машинном дворе, помогая механизаторам в их нелегком деле. В те годы деревенские ребятишки росли очень трудолюбивыми, порой целый световой день вместе с родителями убирали урожай, возили солому… Но оставалось время и на игры. «Мы с ребятами в школе очень любили играть в волейбол, — вспоминает Иван Павлович. — Для того, чтобы построить для молодежи в деревне волейбольную площадку, я с тремя друзьями всю зиму вывозил на поля золу от домов сельчан. В итоге, председатель не только построил нам площадку, но и купил сетку с мячом».
Судьба забросила в Кобрин
К окончанию седьмого класса вопрос: «Куда пойти учиться?», для Ивана уже был решен. В 1961 г. он стал учащимся Пружанского совхоза-техникума механизации сельского хозяйства. Через три года учебы его направили на недельную практику в Кобрин на авторемонтный завод, а еще через год — на 8-ми месячную производственную практику. После окончания техникума порог этого завода (ныне «САЛЕО-Кобрин») переступил дипломированный специалист, которого сразу же назначили мастером. Молодой, целеустремленный и очень дисциплинированный сотрудник в первую очередь ставил высокую планку себе, а потом уже требовал с подчиненных, работая старшим мастером, начальником цеха, начальником производственного отдела и заместителем директора по производству. Так, не думая, не гадая, в дальнейшем город Кобрин стал его судьбой. С 1979 по 1985 годы Иван Павлович совмещал руководящую работу на производстве с учебой на заочном отделении политехнического института в Минске.
Кобринская сельхозтехника
В 1986 году Кобринской сельхозтехнике нужен был новый управляющий. И здесь, ни минуты не задумываясь, районное руководство предложило кандидатуру Ивана Мороза, за плечами которого было и высшее образование и опыт работы , а самое главное — цепкая хватка, присущая далеко не каждому руководителю. Тогда предприятие занималось только обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники. Возможно, со временем это направление работы и расширялось бы, если бы жизнь не внесла свои коррективы…
С развалом Советского Союза многие подобные предприятия просто прекратили свое существование. Чтобы сохранить коллектив, материальную базу и выжить в сложных экономических условиях, директору Кобринской сельхозтехники предстояло модернизировать производство. За поисками выхода из сложившейся ситуации Иван Мороз отправился на Минский тракторный завод.
«Работая на авторемонтном заводе, мы осваивали буксирное устройство с автоматом сцепки, — рассказывает Иван Павлович. — Для этого я неоднократно ездил на МТЗ, лично знал генерального директора Ивана Кулешова и многих его заместителей. Будучи уже директором Сельхозтехники, я также приехал на тракторный завод. Зная о наших проблемах, «генеральный» с порога предложил мне поехать в «тюрьму». На мой удивленный взгляд он сказал, что в здании бывшей тюрьмы выпускали комплектующие, необходимые для производства тракторов МТЗ. Но здание тюрьмы сгорело, а восстановить его в кратчайшие сроки они не могут. «Забирай немедленно оборудование и начинай его осваивать», — улыбнулся Иван Кулешов. И мы, как в военное время, на площадках по ночам вывозили станки, чтобы не останавливать конвейер на МТЗ. Тогда завод производил 102 тысячи тракторов в год. Так в кратчайшие сроки у себя на заводе мы освоили три вида продукции, которую до сих пор производят: переднюю ось, жгуты проводов и заднюю поперечину к тракторам МТЗ».
Началась кропотливая работа по дальнейшей модернизации Сельхозтехники, которая не прекращалась ни на минуту. С каждым годом возрастала численность и рос профессионально-технический уровень специалистов, которые ездили перенимать опыт на МТЗ. Вместе с тем, как и раньше, Сельхозтехника продолжала обслуживать хозяйства района.
Наращивая объемы производства, для удешевления продукции был создан цех по производству проводов для жгутов. И в этот момент большой заслугой дальновидного директора предприятия было то, что в условиях жесткой конкуренции он отдал приоритет выпуску импортозамещающей продукции. Благодаря всем этим слагаемым, начиная с 90-х годов и до сегодняшнего дня Сельхозтехника (ныне ОАО «Кобринагромаш») работает стабильно, имея на счету свободные денежные средства для развития производства.
Еще одной личной заслугой Ивана Павловича по праву можно считать то, что в 1989 г. Кобринская сельхозтехника одной из первых в Беларуси открыла дилерский центр по обслуживанию новой техники, которую выпускали предприятия. В то время ни одно машиностроительное предприятие республики, ни МАЗ, ни Амкадор не имели таких центров. Для обмена опытом кобринские специалисты были приглашены на всесоюзный семинар в Москву, после чего представители всех союзных республик, кроме Грузии, приезжали посмотреть, как в Кобрине организовано техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период всей техники, которая в тот период выпускалась в Советском Союзе. Наверно, неслучайно в это время сельхозтехника дважды завоевывала переходящее Красное знамя, а знамя, завоеванное в третий раз в 1991 г., навечно осталось на предприятии.
Такой успех не остался не замеченным вышестоящим руководством, которое неоднократно предлагало И. П. Морозу работу в районной администрации. Но он остался верен делу, которому посвятил всю свою жизнь.
Наряду с модернизацией производства директор уделял пристальное внимание развитию социальной сферы. В годы перестройки, в 1992-94 годах, предприятие построило для своих рабочих 160 квартир. Тогда на балансе Сельхозтехники находился детский сад, дом культуры, спортзал, магазин, столовая, стоматкабинет, а также все близлежащие к предприятию дома. Со временем это все было передано другим обслуживающим организациям. Однако даже перед уходом на заслуженный отпуск в возрасте 69 лет Иван Мороз позаботился о том, чтобы был сделан ремонт административного здания и цехов, посажены новые деревья, а также положен асфальт, что обошлось в немалую сумму.
«Танцы — мое хобби»
Еще в деревенской школе высокий худощавый Ваня Мороз начал серьезно увлекаться танцами, занятия которыми успешно продолжил в ансамбле при совхозе-техникуме и при Пружанском доме культуры, а затем — в армии.
«Я служил в армии 2,5 года, и все эти годы посещал Лидский Дом офицеров, где был великолепный грузинский танцевальный ансамбль воинской части, — вспоминает Иван Павлович. — Помню, как руководитель Заури Какабидзе однажды сказал: «Ты великолепно танцуешь, и я сделаю из тебя грузинского джигита. Началась упорная работа, и через полгода я лихо прыгал на коленях, крутился и выплясывал на пальцах «Лезгинку» на заключительном концерте в честь 50-летия Советской власти в Кремлевском Дворце съездов, солируя с руководителем в ансамбле, где танцевал 21 грузин. Вернувшись из армии, я до 34 лет посещал ансамбль песни и пляски Кобринского дома культуры, с которым мы объездили многие республики бывшего Советского Союза. Неоднократно в дуэте с Николаем Яковчицом были победителями республиканских смотров-конкурсов. Я даже переманил в Кобрин замечательного руководителя танцевального ансамбля в Пружанах — Нину Константиновну Залевскую, которая окончила балетную школу в Питере, а сейчас преподает бальные танцы в Гродненском колледже искусств».
Мой тыл — моя семья
Занимая должность директора такого крупного предприятия, ведя большую общественную работу депутата городского, районного, а затем и областного Совета депутатов, практически не оставалось личного времени, разве что в праздничные и выходные дни. Однако и в воскресенье можно было видеть, как директор обходит производственные цеха. Все это было возможным, потому что у директора был надежный тыл: любящая жена хранила тепло семейного очага, воспитывала детей. Большим потрясением для семьи стала смерть дочери, которая умерла в 22 года. Пять лет назад не стало и жены Ивана Павловича. Сегодня его утешением, радостью и смыслом дальнейшей жизни является сын, который после окончания двух ВУЗов работает в генеральной прокуратуре. Радуют своими успехами и две внучки, одна из которых в этом году получит диплом фармацевта, а вторая учится в инязе. Однако дедушка обожает своих внучек еще и за то, что они обе в свободное время занимаются танцами, в том числе и бальными. А когда сын с женой и детьми приезжают в гости, в доме нередко звучит музыка. И кто знает, возможно, это внучки показывают дедушке свои новые танцы?…
Маргарита Савчук