Дзюрич, Э. В огне рожденное искусство / Эмма Дзюрич // Заря. – 2007. – 19 июня.
Работы Н. П. Кузьмича экспонировались в Германии, Испании, Латвии, хранятся в собраниях Старого и Нового Света.
В огне рожденное искусство
Об этом художнике можно говорить долго. Можно пересказывать биографию. И путь от деревенского парнишки из дрогичинской Вульки, затем кочегара во флоте, тракториста до признания в мире искусства действительно стоит внимания. Можно перечислять высокие церковные и светские награды и почетные звания — а их немало. Но главной и определяющей будет другая характеристика — мастер, по образу и подобию воссоздавший Крест Евфросинии Полоцкой.
Затем руками Николая Кузьмича, заново открывшего утраченный шесть столетий назад секрет византийской перегородчатой эмали, была создана ставротека — драгоценный футляр, в котором хранится Крест. А совсем недавно была закончена почти четырехлетняя работа над пропавшей в начале минувшего века ракой для Преподобной, и 5 июня, в день памяти Святой Евфросинии, мощи Полоцкой игуменьи с великими торжествами упокоились в новом саркофаге.
Но масштаб служения, которому мастер посвятил себя, возвращая Беларуси ее утраченные святыни, на время скрыл удивительно интересного светского художника-ювелира, работающего в сложной и кропотливой технике горячих эмалей (заключается в том, что на стальной или медный лист наносится эмаль — стеклообразное покрытие, сплавляющееся при обжиге с металлической основой). Да и сам Николай Кузьмич, приступив к работе над Крестом, от выставочной деятельности отказался. И лишь недавно, после большого перерыва, произведения эмальера смогли увидеть и оценить посетители выставок в Минске и Полоцке. А сейчас эту возможность получил наш областной центр.
Работы Николая Петровича экспонировались в Германии, Испании, Латвии, хранятся в собраниях Старого и Нового Света. Но в городе, где живет и работает художник, выставка, которая открылась в Художественном музее в Брестской крепости, первая.
Здесь собраны около восьми десятков декоративных пластин, созданных за последние несколько лет. Медь, стекло, огонь, мысль и воля мастера, соединившего эти своевольные материи на выходе, образуют эмоциональность и яркость «Летних ассоциаций», светлые ореолы над храмами и ангелами древнего города в серии «Полацак», скупую, контрастную гамму «Беларускай Атлантыды», откуда, словно сквозь столетия, смотрят лики и лица Евфросинии, Лазаря Богши, Всеслава Чародея, святого Торнвальда Путника; как символ поиска основ, родовых корней встают перед нами коричнево-золотые «Вежы»…
«Кажется, эмали излучают свет благодаря умению художника увидеть в краске всю полноту ее радужности и яркости», — замечает, говоря о новых работах Николая Кузьмича, известный белорусский критик Наталья Шарангович. Так не упустите шанс к этому свету прикоснуться.
Эмма ДЗЮРИЧ.