1996 У истоков

Мартынов, А. У истоков : к 50-летию музея имени А. В. Суворова / А. Мартынов // Кобрынскі веснік. – 1996. – 9, 12, 23, 30 кастрычніка; 1, 6, 9 лістапада.

У истоков

К 50-летию музея имени А. В. Суворова

В нынешнем году Кобринский военно-исторический музей им. Суворова отмечает знаменательную дату — свой полувековой юбилей. Поскольку по прихоти судьбы мне довелось заниматься не только организацией с нулевой отметки первого в то время на Брестчине музея, но и связать с ним дальнейшую жизнь на долгие три десятилетия, — это событие, естественно, встряхнуло в моём сознании вереницу воспо­минаний, которые, думается, могут представлять интерес для читателей.

Всё нача­лось в неимоверно тяжё­лом для страны первом послевоенном году. Мне под расписку была вру­чена казённая бумажка следующего содержа­ния: «Решение исполко­ма Кобринского райсо­вета депутатов трудя­щихся, 30 июля 1946 г. N 520 г. Кобрин. Об организации Кобринско­го историко- краеведческого музея имени Суво­рова. Исполком райсо­вета решил: 1. Утвер­дить директором историко-краеведческого музея имени Суворова т. Мартынова Алексея Михайловича с4авгус­та 1946 года и обязать его: а) установить кон­такт с главным архитек­тором области т. Леоно­вым в части составления проекта и сметы на со­оружение постамента и бюста Суворову, а так­же внешнего оформле­ния дома Суворова. б) укомплектовать штат му­зея. в) установить связь с соответствующими ор­ганизациями Минска, Ленинграда и Москвы с целью получения экспо­натов для музея. Пред­седатель исполкома рай­совета Такленок. Секре­тарь исполкома райсове­та Пастушенко.» (По­путно уместно напом­нить, что в ту пору Коб­рин состоял в ранге го­родов районного подчи­нения).

Ознакомившись с до­статочно наивно состав­ленным решением, я буквально остолбенел. Без преувеличения, пер­вое ощущение было та­кое, будто совершенно не умеющего плавать вдруг швырнули в мно­говодную реку. Ведь ни­кто из власть имущих не счёл нужным предвари­тельно хотя бы намек­нуть мне на замышляе­мое решение.

Впрочем, аналогич­ный произвол в отноше­нии меня был проявлен уже в суматошном сен­тябре 1939 г. Тогда не­известно с чьей подсказ­ки комиссар Лобачёв, налаживавший со това­рищи зачатки граждан­ского управления в Коб­рине, бесцеремонно на­значил меня начальни­ком почты. А после освобождения от этой функции председатель Временного правления Т.Ф. Субботин таким же образом навязал мне организацию городской библиотеки. В опреде­лённой степени такое са­моуправство могло найти оправдание при ссылке на партдисциплину. Од­нако я отродясь ни в какой партии не состо­ял. По-видимому, основ­ной причиной послужил острый дефицит русско­язычных грамотеев сре­ди местного населения.

Осмыслив содержа­ние решения, я предпол­ожил, что произошло некое недоразумение, которое следует поско­рее выяснить и испра­вить. С этой целью у меня состоялась встре­ча с Такленком. Однако все мои попытки убедить его в моей полнейшей некомпетентности в му­зейном деле ни к чему не привели. По мнению Такленка, всё это не столь важно, было бы желание работать. В заключение, впрочем, об­надёжил: «Не оправда­ешь доверия — сами сни­мем, когда сочтём нуж­ным».

Неуспехом закончилась серия последу­ющих «апелляций» у райкомовских секрета­рей — Царенкова, Ма­кушенко, Цыганкова. Будто сговорясь, все они не стали даже вда­ваться в разговоры, от­махнувшись тем, что «не мы назначали». Итак, не оставалось иного выхода, как сми­риться и покорно под­ставить шею под навис­ший хомут.

Такой поворот событий заставил меня по-новому взглянуть на достав­шуюся мне в наследст­во «недвижимость», мимо которой до того проходил безучастно. Непосредственное оз­накомление с местом моей дальнейшей рабо­ты произвело удруча­ющее впечатление. В сущности, от дома уце­лел один каркас: пере­кошенные стены под дырявой гонтовой кры­шей, внутри — кирпич­ная продольная стена с внутренним дымохо­дом, служившая в ста­рину прототипом со­временного централь­ного отопления. От полного исчезновения исторический дом спасло лишь одно — не­посредственная близость охраняемого по ночам дома райиспол­кома. Зияющие двер­ные и оконные проёмы были тщательно запле­тены колючей проволо­кой во избежание пре­вращения развалюхи в общественную убор­ную.

Поскольку первоп­ричиной загоревшегося сыр-бора послужил вросший от старости в землю неказистый про­долговатый дом, о ко­тором среди кобринцев издавна укоренилось мнение, что это «дом Суворова», следует бегло познакомиться с его неординарным про­шлым.

Начать с того, что этот дом значится на плане Кобрина 1797 г. В 1795 г. императрица Екатерина II наградила фельдмаршала Суворова огромным  поместьем «Ключ Кобринский», в котором насчитывалось свыше 8000 крепостных мужского пола. Вследствие двусмысленной формулировки основополагающего документа допускалось его истолкование таким образом, что в состав «Ключа» входит и сам город. А в связи с подобным оборотом для городских мещан возникла реальная опасность стать крепостными. Завязалась длительная тяжба, которая в конечной столичной инстанции закончилась победой горожан. Суворову же до­полнительно были переданы 340 государственных крестьян в д. Кустовичи, развалины древ­него замка, расположенного на острове в самом центре города, некий экономический амбар над  Мухавцем и жилой дом в городе. Повидимому, имелся в виду именно этот самый дом, неивестно когда, кем и для кого построенный в характерном для той эпохи стиле шляхетского усадебного дома.

После смерти Суворова в 1800 г. его сын Аркадий вскоре распродал деревни «Ключа». Городская недвижимость разделила их судьбу, постоянно меняя владельцев. Согласно польским источникам, в шестидесятых годах XIX ст. домом владел Ромуальд Траугутт, отставной подполковник инженерных войск русской армии, участник обороны Севастополя, недавно перед тем вышедший в отставку. Впоследствии он стал предводителем польского восстания 1863-1864 гг. В этой связи в 20-х годах ул. Суворова была переименована в ул. Траугутта. Его же имя носил стоявший в Кобрине 83 п/п польской армии.

Очередные этапы истории векового домика таковы. В двадцатых годах в нём размещался повятовый сеймик (аналог русского уездного земства). А после переселення сеймика в более респектабельное помещение дом был разделен на две квартиры, предназначенные служащим сеймика. В период последующей немецкой оккупации в его тесных комнатушках влачила жалкое существование украинская начальная школа. Кстати заметить, единственная школа в обширном Кобринском «гебите», В июле 1944 г. в нём разместились ло­шади немецкой обозной части.

В дальнейшем собы­тия развёртывались та­ким образом. Когда вышедшим из лесов парт­изанам стало известно, что дом Суворова опога­нен фашистами (попутно отмечу, что на Кобрин­щине действовала под­рывная группа партизан­ского отряда им. Суво­рова), по зову сердца партизаны организовали субботник для его очис­тки. Именно с этого вре­мени в народе широко пошла гулять молва о вине немцев за то, что исторический домик был приведён в состояние, грозящее самому его су­ществованию. Однако, надо признать, что над разрушением дома в пер­вые послеоккупационные дни немало «поработали» и местные жители, и рабочие ремстройконторы, и соседняя воинс­кая санчасть.

На дальнейшие грус­тные перспективы суворовского дома кто-то обратил внимание первого послевоенного Брестско­го завоблоно Ивановой при её посещении Коб­рина. До того партиза­нившая в Кобринском районе Иванова прини­мала непосредственное участие в субботнике по ликвидации конского «наследия». Повидимому, это не оставило её равнодушной к дальней­шей судьбе домика. На­правленная ею в «Прав­ду» корреспонденция возымела желаемые пос­ледствия. Вскоре при­шла в движение многоступенчатая администра­тивная машина, в конеч­ном итоге сделавшая Мартынова организато­ром музея.

После охватившей меня первоначальной жуткой оторопи надо было брать непосред­ственно быка за рога. Началось с того, что в простой школьной тетради, возведённой в ранг «Книги приказов» му­зея, появился приказ N 1 о моём вступлении в должность директора. Вторая тетрадь стала именоваться «Книгой учёта музейных фондов» существующего пока что на бумаге новоявленно­го учреждения культуры.

Кстати, первыми ве­щественными экспоната­ми стали несколько унаследованных от отца рус­ских монет прежних цар­ствований да кое-что из «плоскостных материа­лов», обнаруженных среди домашнего до­бришка и пригодных для будущей экспозиции.

Таковы были самые-самые первые шаги но­ворождённого музея.

Затем последовало налаживание прочной связи с главным архитек­тором области Петром Васильевичем Леоновым. Если бы не его заинтересованность в раз­работке проекта восста­новления дома и даль­нейшая помощь в его осуществлении, вряд ли реставрационные рабо­ты, выполнение которых было возложено на мес­тную маломощную ремстройконтору, протекали бы без больших срывов. В восстановительном пе­риоде мне пришлось вы­полнять в какой-то сте­пени роль снабженца, добывающего недостаю­щие дефицитные мате­риалы. Вряд ли стоит го­ворить, что в ту пору всё было дефицитом, поэто­му, как говорится, хло­пот был полон рот. Я проводил на стройке ис­правно 8 часов, регуляр­но держа Леонова в кур­се событий.

Тем временем забав­ная вереница музейных парадоксов продолжала исправно разворачивать­ся. Хотя трудно предста­вить себе самого зава­лящего директора без собственного кабинета, а тем более без элемен­тарного стула и стола, у меня эти атрибуты отсутствовали в течение последующих полутора лет. Мало того, в продолже­ние долгого ряда меся­цев по смехотворным причинам (видите ли, во­прос о штатах «согласо­вывался» Минском с Москвой) не утвержда­лось штатное расписа­ние, предусматривающее, помимо директо­ра, одного научного со­трудника, смотрителя залов (она же уборщи­ца) да ночного сторожа. Впрочем, последняя до­лжность позже была уп­разднена начальствен­ным обоснованием: «Впредь полагаться на запоры и замки». А без утверждённого штатного расписания невозможно было использовать бюд­жет, а директору — по­лучать зарплату. Это те­перь подобное издева­тельство стало бытовым явлением, тогда же было взывающим к небесам редчайшим ЧП. Однов­ременно, как бы в издев­ку, отдел музеев минис­терства дразнил меня, приглашая на коллектив­ные посещения музей­щиками республики Москвы, настоятельно рекомендуя запастись наличными для возмож­ного приобретения лите­ратуры и экспонатов…

Уже начинался 1947 год. Положенная директорская зарплата все ещё витала в воздухе, а ведь живая жизнь требовала для своей поддержки реальных дензнаков. Дойдя до отчаяния и вспомнив золотое правило «Кто не защищает свои пра­ва, тот недостоин их», я направил «лично» на имя министра культу­ры М. А. Минковича обстоятельное пись­мо, не отличающееся изысканностью выра­жений. Была твёрдая уверенность, что на этот раз моё долгож­данное изгнание с ди­ректорского поста га­рантировано. Но и на этот раз произошла осечка. Надо полагать, министр осознал, что на подобный шаг мог решиться только дове­денный до предела че­ловек. В Кобрин сроч­но приехал зав. финот­делом министерства Леонтьев. Разобрав­шись на месте, он по­ручил заведующему облотделом культуры впредь до окончатель­ного разрешения спорного вопроса за­ключить со мною вре­менное трудовое со­глашение. А это дава­ло возможность нор­мально осваивать бюд­жетные ассигнования, причём зарплату мне стали выплачивать лишь с января.

Ход восстанови­тельных работ особенной озабоченности не вызывал, а посему следовало задуматься о будущей «начинке» музейных «залов», т. е. его экспозиции, в чём я чувствовал себя полнейшим проф­аном. До того мне довелось побывать в немногих солидных музеях, поэтому сло­жилось впечатление, что музей — это вооб­ще нечто величествен­ное, неординарное, подлинный «храм муз». Что уж никак не вязалось с нашим до­статочно убогим до­мишком.

В далёком детстве, помню, мама свела меня в московский Ру­мянцевский музей, до­велось в последую­щем бегло ознако­миться с музеями Вар­шавы и Гданьска. Но это отнюдь не благоп­риятствовало постиже­нию «музейной кух­ни». Посему надлежа­ло оглядываться на более близких по мас­штабам соседей. Тако­вые имелись в Пинске и Слониме. Оба музея были созданы в двад­цатые годы на основе частновладельческих коллекций местными энтузиастами.

К сожалению, как ди­ректор пинского музея Баран-Сорока, бывший партизан, так и слонимского — Матвеева, быв­ший директор школы, оказались столь же бес­помощными новичками в музейном деле, как и я. Зато у обоих нашлись надёжные помощники, научные сотрудники Лозицкий и Стомбровский, которые занимались всей организационно-восстановительной рабо­той. Именно от них мне удалось почерпнуть мас­су столь необходимых для меня практических сведений, начиная с пре­словутых «азов музееве­дения».

Вскоре мне сущес­твенно повезло ещё в одном вопросе. Леоно­ву для составления ген­планов Бреста и Кобрина понадобились истори­ческие справки, соста­вить которые он предло­жил мне. А для сбора необходимых материа­лов в центральных биб­лиотеках Москвы и Ле­нинграда предоставил мне месячную команди­ровку в эти города. Эта оказия позволила завя­зать непосредственные знакомства с рядом цен­тральных музеев. Не­оценимой находкой ока­залась личная связь с многими научными со­трудниками ленинград­ского Артмузея, кото­рый надолго стал основ­ным поставщиком под­линных экспонатов, столь необходимых для наше­го музея. Дело в том, что после революции в фонды Артмузея посту­пили богатейшие коллек­ции упраздненных музе­ев гвардейских полков. После войны последова­ло указание передать часть экспонатов особен­но пострадавшим в годы фашистской оккупации провинциальным музе­ям, к каковым удалось пристегнуть и новоявлен­ный кобринский.

С целью пополнения музейных фондов мес­тными материалами я проявил прямо-таки не­осмотрительную инициа­тиву, вконец забыв дра­гоценное правило: пи­сать — пиши, а понимать не смей — начальство луч­ше знает. Начал с со­ставления обстоятельно­го перечня всевозмож­ных предметов, нужных для музея, которые мог­ли быть ему великодуш­но переданы населением Брестчины. О покупке не могло быть и речи. За­тем крупноформатная листовка с такого рода обращением была без­возмездно отпечатана тысячным тиражом в ти­пографии местной рай­онки. Вскоре, будучи в Бресте, я по наивности отнёс солидную кипу свеженьких листовок в обкомовский отдел про­паганды и агитации с про­сьбой содействовать их распространению по об­ласти, чем вызвал непри­творный ужас сотрудни­ков отдела. Как оказалось, подобного рода непосредственное «об­ращение к народу» яв­лялось священной преро­гативой одного лишь ЦК. КПБ. Нарушение её по­читалось едва ли не свя­тотатством, равнознач­ным подлинной антисо­ветчине. А ведь проис­ходило это в период рас­цвета сталинских поряд­ков. Мне пришлось за­ночевать в Бресте, и лишь по возвращении я полностью осознал, ка­кого накала ночной пе­реполох вызвал этот ин­цидент у тогдашнего ре­дактора районки Николая Григорьевича Никифоро­ва, который опрометчи­во осмелился напечатать зловредную листовку, весь тираж которой под­лежал немедленному сожжению в присутствии членов специальной ко­миссии. К счастью для Никифорова и меня, мой текст был предваритель­но завизирован вторым секретарём райкома партии Макушенко. На него в конечном итоге обрушились вышестоя­щие громы и молнии за допущенную неосмотри­тельность.

В начале 1948 г. при­ёмо-сдаточный акт об окончании реставрацион­ных работ был офици­ально оформлен, благо­даря чему я из сословия бомжей почувствовал себя полноценным ди­ректором со своим ус­тойчивым рабочим сту­лом. Тем временем при­казом по министерству был окончательно опре­делён новый профиль музея: Кобринский военно-исторический музей имени А.В. Суворова. Закончился для меня тя­гостный период вынуж­денного одиночества и стало возможным впер­вые укомплектовать кро­хотный штат музея.

На должность перво­го научного сотрудника был зачислен Николай Мартынович Василевс­кий, человек далёкий от исторической науки, зато до чего неоценимый в тот период во всех иных отношениях. Вряд ли при тех труднейших возмож­ностях без его практи­ческой смекалки в соче­тании с золотыми рука­ми удалось бы мало-мальски сносно офор­млять неоднократно ме­няющиеся экспозиции. О привлечении дорогосто­ящих художников-профессионалов в ту пору музеи могли только меч­тать. А в нашем много­летнем «дуэте» моя го­лова весьма удачно до­полнялась его руками.

В послевоенные годы достиг зенита культ Ста­лина, который на истори­ческом параде 7 ноября 1941 г. назвал достойны­ми подражания имена «наших великих пред­ков». Среди них фигури­ровал Александр Суво­ров. Поэтому поступило указание начать экспози­цию с галереи портретов этих полководцев, кото­рые для нас были испол­нены брестскими худож­никами. Второй отдел посвящался жизни и де­ятельности А. В. Суворо­ва, третий, заключитель­ный — событиям Отечес­твенной войны 1812 г., непосредственно связан­ным с Белоруссией. Дальше наши замыслы временно не простира­лись. А жаль. Была упу­щена возможность по горячим следам приоб­рести много ценных эк­спонатов по Великой Отечественной войне.

Тем временем уда­лось доставить из Ар­тмузея первую партию подлинных ценных экспо­натов, использовать ко­торые, увы, поначалу было невозможно вслед­ствие отсутствия шкафов и витрин. Начальство же всех уровней требовало одного: первого мая обязательно открыть музей. У нас не было иного выхода, как делать ставку на любую кустар­щину, т. е. использова­ние имеющегося под рукой случайного «плос­костного материала», сиречь иллюстраций с фотографиями. Кстати, как нельзя более своев­ременно подвернулся только что поступивший в продажу крупнофор­матный альбом «А. В. Суворов». Иллюстрации из него наклеивались на картон и отнюдь не по-музейному подвешива­лись на гвоздиках. При­поминаю: у нас не было ни кусочка стекла.

В то время как на­скоро заканчивалось оформление второй-пя­той комнат, с первой получился непредвиден­ный конфуз: у портрета Суворова лопнул под­рамник, который срочно переделывался в Бресте. В самый канун Первомая Василевский привёз от­реставрированный порт­рет с отрадным сообще­нием: областное руко­водство выразило жела­ние принять участие в открытии музея и в то же время должно было обя­зательно присутствовать на первомайских тор­жествах в Бресте. А по­сему дали указание пе­ренести наше открытие на 9 мая. Получив не­дельную отсрочку, я вздохнул с облегчением. Как оказалось, напрасно. На следующее утро офицер милиции вызвал меня на трибуну к пер­вому секретарю райко­ма партии Царенкову, чтобы выслушать безапелляционное: «Итак, се­годня мы открываем музей». Все ссылки на обком ни к чему не при­вели. Что было делать? Прихватив в помощники нескольких знакомых, я поспешил в музей. Спас­ло положение то обсто­ятельство, что букваль­но накануне от москов­ского Исторического музея подоспела пере­движная выставка, посвя­щённая 30-летию Ок­тябрьской революции. Вот её-то 1 4 стендов мы и разместили в пустую­щем первом зале.

А здесь возникла оче­редная проблема: что же, в сущности, будем откры­вать? Ведь не было прили­чествующей для этого лен­точки… Решили, что сур­рогатом ленты послужит имеющаяся мраморная плита с надписью: «Здесь жил А. В. Суворов в 1797 и 1800 г.г.». Можно было открыть доску. Но не было клочка необходимого для этого кумача. Пришлось пойти на рискованный шаг, направив одного из добровольцев-помощников к со­седнему дому с поручени­ем — будь что будет — со­рвать под мою ответствен­ность флаг. Полотнище его послужило для драпиров­ки доски, которую наско­ро прибивали у входа.

Тем временем вдоль улицы у музея выстроились шеренги лётчиков и собра­лись тысячные массы наро­да. Явившееся вскоре мес­тное руководство с высо­комерной снисходитель­ностью одобрило осмот­ренную экспозицию. Так состоялось открытие му­зея, который в этот день посетили несколько тысяч человек, а к концу года — свыше двух десятков тысяч. Начальство же смогло бла­гополучно рапортовать по вышестоящим инстанциям о происшедшем у него со­бытии.

После церемонии от­крытия мне пришлось стать своего рода однобоким «челноком», на долгие годы зачастившим в музеи Москвы и Ленинграда. Особенно значительная помощь оказывалась Артмузеем. К сожалению, экспонаты отпускались вся­кий раз в строго ограни­ченном количестве, не свы­ше 30-40. Поэтому тотчас после доставки на место очередной партии следова­ло незамедлительно адре­совать следующее ходатай­ство. Моя задача сущес­твенно облегчалась имею­щимся в моём распоряже­нии увесистым козырем — именем Суворова. Без него вряд ли стали бы раз­говаривать столичные му­зейные вельможи с пред­ставителем провинциально­го краеведческого музея. Республиканское музейное руководство вскоре реши­ло использовать это обсто­ятельство, напутствуя мой очередной вояж напомина­нием, что я направляюсь за следующей получкой в качестве представителя не одного лишь Кобринского музея. В результате два десятка республикан­ских собратьев смогли по­лучить через нас полно­ценные экспонаты. Не­сколько осложнялись ко­мандировки тем, что вся­кая поездка за пределы республики требовала разрешения зам. минис­тра культуры Ураловой. Впрочем, начальник об­ластного управления куль­туры Никанор Павлович Стрельченок вскоре засамовольничал и стал выпи­сывать «замежные» ко­мандировки самостоя­тельно, без оглядки на министерство.

А какие трудности приходилось преодоле­вать в Артмузее при по­лучении экспонатов! Про­сителю предоставлялись пухлые списки передава­емых вещей, в которых лаконично сообщалось название, век и номер ящика. Возвращённые из эвакуации фонды находи­лись в огромных ящиках, расположенных в казема­тах Петрокрепости и ус­тановленных рядами в ярусах по 5 штук. Если ис­комый предмет находил­ся в нижнем ящике, следовало снять верхние, вскрыть нижний, отыскать из десятков и сотен нуж­ный инвентарный номер, затем уложить всё на нужное место, заколо­тить ящик и водрузить куда положено. А ведь доступ в хранилище был строго по пропускам, и привлекать стороннюю рабсилу воспрещалось. Приходилось «любите­лям» экспонатов изрядно попотеть, взаимно выру­чая друг друга. Затем список отобранного на­правлялся в президиум Академии артиллерийских наук за разрешением на передачу. Зачастую такое задерживалось на долгие месяцы. За получением следовала очередная ко­мандировка, сопровожда­емая неизбежными нервотрёпками. Сплошь да рядом оформление доку­ментов и отгрузка затя­гивались на недели, а то и на месяц. Временами приходилось ловчить и об­манывать, указывая в на­кладной мифические скульптуры, тогда как в действительности там на­ходилось оружие.

Дело в том, что по существующим прави­лам перевозка по ж. д. любых видов вооруже­ния обязательно должна была сопровождаться специальным конвои­ром. А что значило в первые годы разрешить вопрос ночлега! Устро­иться в гостинице было практически невозмож­но, приходилось пол­агаться на случайное жильё. Так добывались для музея экспонаты!

И вот, едва исполни­лась годовщина после открытия, как разрази­лось скандальное ЧП. Во время моего очередно­го длительного отсутст­вия обнаружился подо­зрительный белый гри­бок, так и прущий из половых щелей. Все уси­лия Василевского бо­роться с ним подручны­ми средствами не дали результатов. Когда же по возвращении я обра­тился к сведущим лю­дям, выяснилось нечто потрясающее: грибок оказался особенно злов­редным для древесины «мерулиусом лакримансом», слезящимся гриб­ком, способным уничто­жить любое деревянное строение. Специальная комиссия приняла реше­ние: срочно сорвать и сжечь все половые до­ски (а их ни много, ни мало — 200 кв. м), попут­но удалив из-под пола землю на глубину до полуметра. Таким обра­зом, в самом начале ту­ристского сезона при­ключился пренеприятней­ший конфуз. После не­давнего капитального ре­монта пришлось на не­определённое время за­крыть музей на дополнительный аварийный ре­монт, что, естественно, вызвало всеобщее недо­умение и негодование. Пикантность положения усугублялась тем, что в следующем, 1950 г. предстояла 150-летняя годовщина со дня смер­ти Суворова… Нашлись и такие сверхбдительные товарищи, которые были склонны усматривать в происшедшем некий злой умысел, а то и открытую диверсию. А с этим шутить не приходи­лось. В действительнос­ти всё было несравнен­но проще. Для ремонта использовалась древесина, в изобилии валявша­яся в лесу после немец­ких заготовок. Своевре­менно не окорованная, она уже в лесу была за­ражена грибком. Усу­гублялось дело тем, что по старому обычаю не­просохшие доски насти­лались на влажную зем­лю, без продушин в фун­даменте. Об антисепти­ке не вспоминали — вре­мя было не такое. Беда не заставила себя долго ждать.

Вскоре первый этап аварийных работ удалось благополучно завер­шить, притом безвоз­мездно. При содействии самодеятельных энтузи­астов сожгли опасные для окружения полови­цы, а вслед затем сотня кубометров земли была выброшена из подполья учениками соседней школы. Несравненно сложнее обстояло дело с выделением предус­мотренной строительной сметой сотни тысяч руб­лей. Ведь бюджетные ассигнования и строи­тельные фонды были давно распределены. Изыскать же дополни­тельные резервы всегда затруднительно. Притом как раз в эту пору мест­ное руководство было занято уборочными ра­ботами. Естественно, мои настырливые прось­бы о помощи восприни­мались без надлежаще­го внимания.

Правда, блеснул не­кий луч надежды, ког­да у нас побывал редак­тор областной газеты, узнавший о странном закрытии музея. Внима­тельно вникнув в ситуа­цию, он порекомендо­вал мне описать всё для газеты пообстоятель­нее, что я и сделал, над­еясь на помощь печати. Поистине помогла! Да так, что в результате доброжелательного вмешательства «Зари» местные громовержцы до того рассвирепели на меня за обращение к печатному слову («Вы рады, что писать умее­те. Помните, я никогда вам этого не прощу. Вы здесь директор, пока я это разрешаю», — под­линные слова взбешен­ного Царенкова, ска­занные с глазу на глаз), что в последующие два года неоднократно пы­тались со мной распра­виться. Если это не уда­лось, то только благо­даря заступничеству со­ответствующих инстан­ций Минска и Бреста.

Лишь поздней осенью 1949 г. мучи­тельно завершился вто­ричный ремонт. Поны­не без содрогания не могу вспоминать о тех, без преувеличения, кошмарно-героических неделях. На дворе в са­мом разгаре ненастный ноябрь. Вблизи домика Суворова в огромных котлах непрестанно кло­кочет антисептическое варево, которым стро­ители тщательно обма­зывают сырые половые доски, лишь слегка, до окончательной просуш­ки и стяжки, прибивае­мые гвоздями. После этого восстанавливается сбитая выше метра стенная штукатурка. Для всемерного уско­рения сушильного про­цесса в ход пошли им­провизированные же­лезные бочки-времянки, раскаляемые до­красна. Легко себе представить, какой густой-прегустой угарный туман при этом возни­кал. Зачастую внутрен­ность дома не про­сматривалась из кон­ца в конец! И, что са­мое примечательное, всё накопленное до того музейное до­бришко ни на минуту не эвакуировалось, а неоднократно пере­таскивалось нами из комнаты в комнату. Мало того, из опасе­ния возможной пропа­жи ценных экспонатов мне с единственным надёжным помощни­ком приходилось не­делями круглосуточно по очереди дежурить.

И всё же к долгож­данному суворовско­му юбилею все труд­ности остались поза­ди. Притом была не только полностью вос­становлена улучшен­ная экспозиция пяти залов, но даже отли­та в Ленинграде и сво­евременно доставле­на в Кобрин бронзо­вая копия бюста пол­ководца работы скульптора Кюферле. Оригинал её экспони­руется в ленинградс­ком музее Суворова. Бюст этот доселе ис­правно несёт караул у входа в дом Суворо­ва.

Повторилась цере­мония торжественно­го открытия, на этот раз при участии об­ластного руководства. К сожалению, и сно­ва не обошлось без очередной пакости по моему адресу. Злопа­мятный вершитель че­ловеческих судеб рай­онного масштаба Царенков настрого за­претил мне провести первую экскурсию. С этой целью был эк­спромтом завербован директор школы, предварительно не ознакомленный с эк­спонируемыми мате­риалами и поэтому безбожно путавший события и даты.

Вот так подвелась черта под две первые, основополагающие в какой-то степени, гла­вы истории нашего музея-юбиляра. А сколько же им подо­бных было за после­дующие десятиле­тия…

А. МАРТЫНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.