2020 Кузьмич, Н. П. С любовью и профессионально

Кузьмич, Н. П. С любовью и профессионально / Николай Кузьмич ; [беседовала] Ирина Орлова ; фото Валерия Короля // Заря. — 2020. — 4 марта. — С. 14.

С любовью и профессионально

Как сообщала «Заря», на отчетно- выборном собрании Брестской областной организации общественного объединения «Белорусский союз художников» председателем избран заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай КУЗЬМИЧ, который и сам в организации состоит более 30 лет. Представлять нового руководителя необходимости нет: всем известно, что это он возродил технику древневизантийской перегородчатой эмали и воссоздал нашу национальную святыню — крест Преподобной Евфросинии Полоцкой.

—     Николай Петрович, насколько известно, Брестская областная организация БСХ — одно из старейших региональных объединений художников на территории Беларуси. Сколько в организации творцов-профессионалов? В каких направлениях они работают?

—    Создано наше объединение на базе художественных производственных мастерских и в минувшем году отметило свое 70-летие. В свое время возглавляли его замечательные художники — Василий Кириллович Шикин, Петр Алексеевич Данелия. А как не сказать о таких уникальных личностях, как Куфко, Соболевский, Фетисов, Чурабо. Сегодня в рядах объединения почти пол сотни коллег. Творят они в живописи, графике, монументально-декоративном и декоративном искусстве, скульптуре — словом, представлены во всех видах искусства. Это люди с высшим образованием.

—    Образование образованием, но талант ведь прежде всего?

—     Слежу за творчеством своих коллег и от души радуюсь результатами. Всех. Но, надо понимать, что это же еще и большой труд. И не всегда оплачиваемый. Вот, к примеру, чего стоит аренда мастерских. Скажем, в Латвии, Литве художник каждый месяц получает 200 евро стипендии от своего Министерства культуры — при условии, что сделает персональную выставку. У нас всё сложнее. Когда я по распределению приехал в Брест, хорошие были времена. Работали комбинат «Мастацтва», художественный фонд — и эти структуры помогали художникам находить заказы. Сейчас же — прошла выставка, народ полюбовался, и всё на этом. Картины практически не покупаются.

—     И как же художнику быть?

— На этот простой вопрос ответить очень сложно. Наверное, зарабатывать на хлеб самозанятостью. А, по большому счету, в стране надо создавать среду, спрос на искусство. И начинать необходимо с семьи, детсада. У нас ведь это ни на первом, ни на втором месте… Даже в школе отменили предмет «Мировая художественная культура».

— Но как вовлечь уже вполне взрослый народ в искусство сегодня?

— Это в том числе и вопрос экономики. Но, считаю, что нашим градообразующим предприятиям стоит вкладывать средства также в искусство. Чтобы им хотелось видеть наши произведения в их офисах и производственных помещениях. У нас ведь ежегодно проводятся выставки — и там каждый экземпляр достоин внимания. Нам не хватает связи: выставочный зал и заказчик, человек, который оценил бы произведение по достоинству. Вместо Министерства культуры заработали бы прекрасные меценаты.

—        То есть, меценатов, увы, нет?

—        Ау! И это не обязательно были бы дорогие работы. Пошло бы движение. Скажем, представители предприятий, которые сегодня на слуху, посетили бы наши залы, обратили внимание на то, что его заслуживает. Словом, хотелось бы поменять подход.

—        Вам только что позвонили коллеги из Эстонии.

—        Хотели бы выставиться у нас. Хотя план в Выставочном зале расписан на год вперед, но, думаю, площадку мы найдем. Скажем, в музее «Спасенные художественные ценности». Уверен, брестчанам они будут интересны. Интересны и наши художники – рекламы разве что маловато. И чем мы хуже автора Джоконды?! А что касается рекламы, заслуживает внимания Наталья Черноголова. Уникальный художник, которая не устает эпатировать посетителей своих выставок.

—        Знаю, что совместно с Брестским кукольным театром вы проводите благотворительную акцию. Расскажите о ней, Николай Петрович.

—        Кукольный театр в Бресте — это же шедевр архитектурный. А мы решили украсить его изнутри — чтобы каждый художник подарил ему свое произведение. Сбор работ уже идет. Думаю, что на днях выставку мы откроем — внесем свои краски в интерьер. Так и дальше пойдет: будем украшать всё.

Пока беседовали с Николаем Петровичем, в его мастерскую зашла коллега Оксана Гайдукович — с той же миссией: украшать. Принесла свою картину для театра кукол и поделилась собственным видением жизни художника в современном мире:

—        Работать и делать это любя. Иных рецептов нет. То, что мы любим, полюбят и другие. Но это, скорее всего, вопрос времени. Знаете, художник — это прежде всего состояние души. Есть люди, которые живут в своем времени, но есть и те, которые опережают его. Как выжить художнику? Сейчас такое время, что он должен быть и бизнесменом, и менеджером. Но это — не обязательно продвигать свое искусство. Это — продвигать себя. Я уже, к примеру, отработала доцентом более 20 лет в БрГТУ, учу детей. Главное – делать это с любовью и профессионально.

Ирина Орлова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.