2017 Бакун Дарить радость детям

Гольцман, А. М. Дарить радость детям / [Андрей Гольцман ; беседовала] Елена Бакун // Государственный контроль. — 2017. — № 2. — С. 80-82.

Беседа с директором СООО «ПП Полесье» А. М. Гольцманом.

Дарить радость детям

Совместное общество с ограниченной ответственностью «ПП Полесье», специализирующееся на выпуске детских игрушек из пластмассы, хорошо известно не только в Кобрине (здесь находится производство) и регионах Беларуси, но и далеко за пределами страны. За свою почти двадцатилетнюю историю предприятие добилось признания и уважения. В 2011 году фабрику посетил Президент Беларуси Александр Лукашенко, высоко оценив работу предприятия и высказав немало хороших слов в адрес руководства и коллектива.

Найти свободное окно для беседы с корреспондентом «ГК» в плотном графике бессменного директора предприятия Андрея Гольцмана оказалось не так-то просто. Хоть его рабочий день начинается в 8 часов утра, но дальнейшие планы не всегда можно спрогнозировать. Работа постоянно вносит свои коррективы, в том числе и в виде незапланированных командировок. И все же наша встреча состоялась, и началась она с экскурсии по производственным цехам предприятия.

Андрей Михайлович, неужели, если бы не этот станок (указываю на старенькую машину в одном из цехов, которая одиноко ютится в стороне от современной техники), могло ничего и не быть?

Да, всё зарождалось именно с него — одного закупленного в Украине станка, который был установлен в марте 1998 г. в небольшом арендованном помещении на окраине Кобрина. Идея открыть собственное дело по производству детских игрушек воплотилась в реальные действия не только благодаря мне. Мои партнёры, единомышленники и, главное, -верные и надёжные друзья — братья Владимир (механик) и Пётр (педагог, спортсмен) Кивака. Тандем людей разных по профессии (ведь я — инженер), но увлечённых желанием реализовать себя, со временем принёс свои результаты.

— И встречный вопрос, который, наверное, вам задают чаще всего — почему игрушки?

— Конечно, мы заранее прощупали почву, попытались заполнить нишу, которая была пуста на белорусском рынке. Сравнили наши невзрачные игрушки с красивыми и яркими, которые привозились из Польши, и попробовали с пирамидок.

— Ваш путь к успеху нельзя назвать лёгким. Не возникало ли в трудные времена желания свернуть начатое дело, заняться чем-то другим?

— В конце июля 1998 года мы получили первый сертификат на продажу детских игрушек, вывезли все складские запасы без предоплаты, в основном в Россию, а в августе грянул дефолт. Конечно, это была катастрофа — закупили наш товар в российских рублях по одному курсу, а отдали деньги, когда он вырос в несколько раз. Груз ответственности лежал перед рабочими, которых на тот момент было около двадцати человек: как выплатить зарплату и остаться на плаву? Было тяжело, но выстояли, получили первую закалку.

К любым экономическим катаклизмам нужно относиться стоически. Не мы одни оказались заложниками такой ситуации. Оставалось верить, что рано или поздно что-то изменится. Впрочем, и сами, сложа руки, не сидели, просчитывали ходы, занимали деньги у знакомых. Как только расплатились заказчики, закупили 18 тонн сырья. Благо, оно не успело ещё подорожать. Это сейчас за сутки предприятие перерабатывает 40 тонн, а тогда нам этих запасов на год хватило. Трудности, через которые мы прошли в конце 1990-х, научили ценить то, что имеешь на сегодняшний день.

Постепенно действительно всё нормализовалось. Со временем закупили ещё несколько станков, взяли в аренду всё здание УПТК «Полесье-агрокомплект». В 2005 году выкупили цехи прядильно-ткацкой фабрики «Ручайка», которые несколько лет уже пустовали, и с тех пор наше производство находится здесь.

— В 2018 году СООО «ПП Полесье» отметит своё 20-летие. Много это или мало? Каково настоящее и будущее предприятия?

— Каждый прожитый день на родном детище, проведённый не впустую, это уже много. Приобрели новый станок, поставили автоматизированную систему загрузки, перешли на более совершенную программу проектирования, повысили зарплату — уже достижение. За 19 лет предприятие превратилось в градообразующее (30 процентов прибыли поступает в местный бюджет). Когда-то здесь находилось только несколько устаревших станков, а сегодня — четыре цеха: инструментальный, литейный, сборочный и конструкторское бюро. Мы освоили полный цикл производства детской игрушки: от создания конструкторской документации до получения конечного продукта, который непосредственно доставляется потребителю. Идёт постоянная модернизация производства: семь лет — и заменяется оборудование. Старое продаётся, закупается более совершенное. Если хочешь идти в ногу со временем, по-другому нельзя. Сделать конкурентоспособный в современных условиях и достойный товар на старом оборудовании невозможно. А наша работа нацелена именно на такой результат. Станки в основном от европейских производителей: термопласт автоматы немецкой компании Demag и австрийской фирмы Arburg. Последние полностью автоматизированы. Автомат сам достаёт детали и ставит их на конвейер. С помощью пневмозагрузочной системы Koch сырьё загружается в станки. 1500 видов детских игрушек из цехов попадают на склад. Здесь хранится их двухнедельный запас, что помогает быстро удовлетворить заказ клиента.

Расходятся игрушки в более чем 50 стран мира. География довольно широкая: Россия, Украина, Польша, Австралия, Канада, США, Китай, Япония, Коста-Рика… У нас имеется и свой автопарк, благодаря которому товар вовремя доходит до заказчика.

— А кто всё-таки главные ваши потребители?

— 70 процентов продукции поставляется в Россию, 10 процентов остается в Беларуси, остальные 20 процентов экспортируются в перечисленные выше и другие страны мира. Работаем мы как с крупными компаниями, так и с индивидуальными предпринимателями. Мелкие клиенты обеспечивают нам тыл и в какой-то степени независимость от больших компаний.

— Работать на вашем предприятии считается престижным. И попасть сюда даже простым рабочим не так просто. Знаю, у вас даже комплектовщики игрушек имеют квалификацию. Местный  государственный лицей сферы обслуживания с некоторых пор готовит на своей базе таких специалистов. Что вы можете сказать о своём коллективе?

— На данный момент трудятся на предприятии 2800 человек — это те, кто умеет и желает работать. Случайные люди у нас не задерживаются. Средний возраст работников — 32 года. До сих пор работают и те, а это более ста человек, кто практически стоял у истоков предприятия и прошёл с ним самые тяжёлые времена. Мы ценим каждого из них, да и для молодёжи это достойный пример.

На предприятии созданы условия и для активного отдыха. Не удивляйтесь, если увидите, что юноши и девушки после окончания рабочей смены не спешат домой к уютному дивану перед телевизором или погрузиться в виртуальный мир компьютерных баталий, а заворачивают в наш спортзал или в кружок художественной самодеятельности. Это только их личное желание. Участие команды от предприятия в круглогодичной спартакиаде, проводимой в районе, или подготовка творческих номеров для представления на различных городских праздниках, не только сплачивает коллектив, но и помогает молодёжи само реализоваться, открыть новые грани своего таланта.

Мы обеспечиваем своим работникам весомый соцпакет, создаём всё необходимое для работы и отдыха, продаём в нашем торговом центре им товары со скидкой. Взамен — полная отдача.

— Можно с уверенностью заявить, что вы уже заняли определённую нишу на мировом рынке. За счёт чего удерживаете своего покупателя?

— Я уже упоминал, что главное, на что мы ориентируемся — это качество. И что бы ни происходило на экономическом рынке, мы будем держать свою марку, для какой бы страны не выпускали продукцию. Требования к сертификации у нас пожёстче, чем в Европе. Игрушки делаются из высококачественного оригинального сырья и оригинальных красителей, которое мы закупаем в странах Европы. Разговоры о вредности пластика я пресекаю.

Мы живём в XXI веке: пьём из пластиковых бутылок, едим пищу из пластиковой тары. Другое дело — какой это пластик. Возьмите в руки нашу игрушку и дешёвую игрушку, выпущенную, условно назовём, в каком-то непонятном подвальном цехе. Резкий запах напрочь отобьёт у вас охоту её покупать. А то, что у нас цена выше… Согласитесь, качественный товар не может стоить копейки.

Пробиться в Евросоюз только благодаря хорошему качеству сложно. О тебе должны знать. В какой-то степени нам помогло то, что в своё время мы выкупили такие европейские бренды, как Molto, Coloma, Palau. Большая удача и покупка немецкой компании с 60-летним стажем Wader. Конечно, постепенно всё идёт к тому, чтоб через эти бренды сделать имя настоящему владельцу выпускаемой продукции — СООО «ПП Полесье».

Участие в международных специализированных выставках детских игрушек в различных странах мира тоже помогает создать себе имя. Ежегодно мы обновляем ассортимент до 20 позиций. Если какой-то товар не пользуется спросом, снимаем его с производства. Бывает и так, что слава к разработанной игрушке приходит далеко не в первый год. Трудно просчитать все ходы и предугадать желания, но опытная команда работает и над этим. Приходится быть не только прагматиками, но и тонкими психологами, учитывать менталитет того народа, куда пойдёт товар. Китайцы, японцы — люди сдержанные, скупы на эмоции: знаменитый Лего — это для них. Не отрицаю, приходится что-то подсматривать и у своих конкурентов, в свою очередь, они тоже увлекаются нашими идеями. Здоровая конкуренция только помогает продвигаться дальше, не даёт расслабляться. В России нам наступают на пятки набирающие силу предприятия по изготовлению игрушек, действующие в Санкт-Петербурге и Ростове, но тем не менее 70 процентов нашей продукции не перестаёт уходить именно российским детям.

О планах на будущее? В скором времени планируем запуск производства кукол, крупногабаритных изделий для двора. Надеюсь, в следующем году откроем новый завод, строительство которого сейчас в самом разгаре.

— Наконец-то вы порадуете девочек куклами. Надеюсь, они ещё не разучились в них играть. А как приходит идея создания той или иной игрушки?

— Скоро вы сами всё увидите. Несмотря на молодость, все — опытные и квалифицированные специалисты. Они придумывают игрушки, проектируют пресс-формы, создают программы для станков. Специальная игровая комната, которая у нас имеется, и детские сады, куда отправляем первую партию игрушек, помогают нам изучить спрос, интерес к определённой игрушке.

— Ситуация на современном рынке не пугает?

— Мы через это уже проходили. Трудно что-то конкретно спрогнозировать. Внимательно следим за ситуацией на мировом рынке.

— Зарплата в 500 долларов на «Полесье» — это реально?

— Зарплата — это вознаграждение за труд, а значит, показатель успешности предприятия. Сейчас средняя зарплата составляет 800 рублей. Уменьшим издержки за счёт автоматизации каждого процесса — повысим производимость труда — получим и достойную зарплату. Всё реально.

— В 2014 году был открыт ещё и торговый центр «Полесье», который сразу же полюбился жителями Кобринщины и области не меньше, чем игрушки. Мои знакомые приезжают сюда из Дрогичина, Берёзы, Бреста: в одном магазине можно купить всё — от стройматериалов до продуктов питания. Создаётся впечатление, что всё, за что берётся ваша команда, изначально запрограммировано на успех. Можете раскрыть свой секрет?

— Наверное, когда вкладываешь душу даже в нечто малое, на которое не делаешь ставку, результат обязательно получишь. В данном случае хотелось просто попробовать ещё в чём-то себя реализовать. Рад, что получилось.

— Вы занимаетесь и благотворительностью, организовываете праздники и для детей, и для взрослых. На недавнем мероприятии к Международному дню защиты детей сама слышала восторженные отзывы и наблюдала, как родители в буквальном смысле не могли вытянуть малышей из игровых площадок.

— Деньги, конечно, оружие для достижения цели, но ими, как известно, нельзя измерить самого главного — любви и человечности. Даря маленькую радость детям и их родителям, мы возвращаем им только маленькую сторицу того, что получаем от них. Наблюдая за счастливыми малышами, возникает только одно желание — продлить их радость.

— Звание «Лучший предприниматель года», которого вы были удостоены в 2011 году, к чему-то обязывает?

— Работать ещё лучше, еще качественнее.

— А на отдых время остаётся? Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Я сторонник активного образа жизни, поэтому люблю рыбалку, охоту, дайвинг, лыжи. Чтобы отвлечься от проблем, мне не обязательно ехать за три моря. У нас, в Беларуси, есть прекрасные места для отдыха. Главное, чтобы рядом были близкие люди — жена, сыновья, друзья и время для общения с ними.

Елена Бакун, «ГК»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.