2015 Фридлендер Момент истины

Фридлендер, Н. Момент истины : к 115-летию со дня рождения Леонида Михайловича Сандалова / Наталья Фридлендер // Кобрин-информ. –  2015. — 9 апреля. – С. 11.

Непосредственным участником оборонительных сражений первых дней войны на Кобринщине был Л. М. Сандалов, ставший в 1966 г. Почетным гражданином г. Кобрина.

К 115-летию со дня рождения

Леонида Михайловича Сандалова

Момент истины

Не одно поколение историков, журналистов, военных аналитиков и литераторов вписали свои имена в историографию четырёх полных трагедии и величия военных лет. Среди имён, которые неразрывно связаны подвижническим вкладом в изыскания и сохранение правды о первых днях Великой Отечественной войны, навсегда останутся Константин Симонов и Сергей Смирнов. У каждого из них была своя фронтовая и литературная судьба, но каждый всегда брал за основу исторические свидетельства участников событий. Одним из их соратников в этом великом стоянии за истину был непосредственный участник оборонительных сражений первых дней войны Леонид Михайлович Сандалов, ставший в 1966 г. почетным гражданином г. Кобрина.

ИЗ БИОГРАФИИ

Леонид Михайлович Сандалов родился 28 марта (10 апреля) 1900 г. в деревне Бисериха Кинешемского уезда Костромской губернии, которая в 1925 г. вошла в состав города Вичуга Иваново-Вознесенской губернии. Его родители, отец Михаил Васильевич и мать Евдокия Андреевна, как и многие их односельчане, работали на ткацкой фабрике Кокорева, которая находилась поблизости, в селе Тезино.

Как и все деревенские ребя­та, Леонид с детских лет был приучен к нелёгкому крестьян­скому труду. Вместе с тем он по­стоянно ощущал тягу к знаниям. Когда ему исполнилось 8 лет, родители отдали его в Тезинское пятиклассное фабричное училище. Учился Леонид хорошо. Он неизменно держал первенство в классе и по окончании каждого учебного года награждался похвальным листом: за «хорошее поведение, постоян­ное прилежание и успехи в пре­подаваемых предметах».

К тринадцати годам он с от­личием и похвальной грамотой окончил училище. По окончании училища до 1919 года работал на фабрике. Был одним из органи­заторов и руководителей мест­ной комсомольской организации. Весной 1919 г. добровольно посту­пил на Иваново-Вознесенские курсы комсостава и затем воевал на фронтах гражданской войны. В мае 1931 г. Сандалов поступил в Военную академию им. Фрунзе, которую окончил в мае 1934 г. С октября 1936 г. по август 1937 г. Леонид Михайлович учился в Академии Генштаба.

ШТАБНАЯ РАБОТА

Предвоенные годы его службы связаны с западной границей. Опыт гражданской войны, учёба в Военной академии им. Фрунзе и Академии Генерального шта­ба определили главное направление де­ятельности — штабная работа. В 1937 г. Сандалов получил назначение на долж­ность начальника оперативного отдела штаба Белорусского военного округа, а в 1940 г. — начальника штаба 4-й армии Белорусского (с июля 1940 г. — Западного) особого военного округа.

Сфера деятельности полковника Л. М. Сандалова касалась подготовки те­атра военных действий и штабов, ин­женерного и материального обеспечения, реорганизации, перевооружения и боевой подготовки войск 4-й армии, дислоцированной в районе города Бреста и Брестской области. Штаб армии раз­мещался в городе Кобрине, почётным гражданином которого Л. М. Сандалов станет в 1966 году.

Из воспоминаний Л. М. Сандалова о предвоенной ситуации: «В авиации со­отношение сил складывалось для нем­цев более благоприятно. Нашу 4-ю ар­мию могла поддерживать лишь одна смешанная авиадивизия. А на сопровождение 4-й немецкой армии предназ­началась большая часть самолётов из поддерживающего группу армий «Центр» 2-го воздушного флота.

В конце первой недели июня штаб нашей 4-й армии, размещавшийся в Кобрин, получил информацию из шта­ба округа о том, что к 5 июня на границе Белоруссии сосредоточилось свыше 40 немецких дивизий и что 15 пехотных, 5 танковых, 2 моторизированные и 2 ка­валерийские дивизии установлены на Брестском направлении.

Пограничный отряд и наши части, ра­ботавшие на постройке оборонительных сооружений в пограничной зоне, извеща­ли нас о том, что участились рекогносци­ровочные действия немецкого командова­ния на западном берегу Буга, что немцы подтягивают к реке инженерную технику и отдельные подразделения, роют тран­шеи, устанавливают маскировочные щиты перед открытыми участками, сооружают наблюдательные вышки и т.д. Особенно же широкая информация поступала от ме­стных жителей.

В Западной Белоруссии осталась боль­шая группа враждебно настроенных к Советской власти лиц. Из них немцы и орга­низовали свою «пятую колонну», в её со­ставе были и диверсанты, и шпионы, и хо­зяева явочных квартир. Связь их с немец­кой разведкой поддерживалась при помощи радиостанций, голубиной почты, а так­же забрасываемых на нашу территорию парашютистов. Кроме того, большую роль играло регулярное железнодорожное сообщение с Германией. Вообще передавать шпионскую почту в этих местах было лег­ко, хотя бы таким примитивным спосо­бом, как перебрасывая через реку стрелы и даже камни. Да и переход через новую, ещё не освоенную нашими частями границу не представлял в то время большой труд­ности. Шпионы переплывали Буг, а неко­торые из них, пользуясь особыми приспо­соблениями, переходили реку по дну и выходили в заранее определённый пункт, близкий к явочной квартире.

В конце весны и начале лета было за­держано много шпионов, особенно при переходе границы и передачах радио­грамм. К середине июня значительная часть подозрительных жителей из пригра­ничных населённых пунктов была высе­лена. Но, как известно, особо опытные шпионы ловко маскируются, чтобы не выз­вать подозрений, нередко это им удаётся».

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Из книги Л. М. Сандалова «Боевые действия войск 4-й армии Западного фронта в начальный период Великой Отечественной войны»*: «22 июня (1941 года — прим. автора) около 11 час. Начальник штаба 4-й армии полковник Л.М. Сандалов с группой штабных офицеров выехал с нового коман­дного пункта в Кобрин. В городе они встре­тили много офицеров и солдат, отходив­ших поодиночке и группами из Бреста и Жабинки на восток. Из собранных офице­ров и солдат по указанию начальника шта­ба сформировали отряд силой до двух ба­тальонов, которому придали на усиление батарею 45-мм орудий и роту танков из 205-и моторизированной дивизии. Коман­диром отряда Л.М. Сандалов назначил на­чальника отдела боевой подготовки 4-й армии полковника А. В. Маневича и при­казал занять оборону западнее Кобрина.

Подполковник А. В. Маневич одновре­менно назначался и начальником гарнизо­на в Кобрине.

Начальник штаба армии дал указание городскому военному комиссару в Кобри­не призвать по мобилизации как можно больше возрастов мужчин, мобилизовать автотранспорт и лошадей и одновремен­но связаться с Брестским областным во­енным комиссариатом. В случае, если с ним не удастся восстановить связь, посту­пить в подчинение Пинского облвоенкомата. На вопрос горвоенкома, что посове­товать делать местным властям, началь­ник штаба армии указал, чтобы они эва­куировали всё ценное в Пинск. Дать ука­зание об уничтожении при отходе важ­ных гражданских объектов, в том числе железнодорожных мостов и шлюзов на р. Муховец, узла связи в городе, началь­ник штаба армии не решился».

Из воспоминаний Л. М. Сандалова: «…В ожесточённых боях на подступах к Кобри­ну, доходивших часто до рукопашных схваток, наши бойцы и командиры проявили исключительный героизм. Их самоотвер­женность и стойкость удивили не только привыкших к лёгким победам гитлеровцев, но и нас самих. Особенно беззаветно сра­жался здесь один из батальонов 84-го стрелкового полка под командованием ка­питана В. П. Ольшевского. Добрую память оставил о себе и командир 22-й танковой дивизии генерал-майор В. П. Пуганов: он геройски погиб в танке недалеко от селе­ния Именин. С этого момента в командо­вание дивизией вступил его замести­тель полковник И.В. Кононов».

ПОЛКОВОДЕЦ, ВОЕНАЧАЛЬНИК, ВОЕННЫЙ ИСТОРИК И ТЕОРЕТИК…

Леонид Михайлович Сандалов по праву принадлежит к замечательной плеяде полководцев и военачальников Великой Отечественной войны. Руководя армейскими, а затем и фронтовы­ми штабами, он прошёл нелегкими дорогами войны с первого и до последне­го её дня. Встретив войну в должности начальника штаба 4-й армии Западного фронта, оборонявшейся на брестском направлении, испытав на себе всю тяжесть начального периода войны, 5 пройдя через горнило Московской битвы, сражаясь с врагом во главе штабов Брянского, 2-го Прибалтийского и 4-го Украинского фронтов, день Победы он  праздновал в освобождённой Праге. Под  его руководством был разработан и осуществлён целый ряд блестящих армейских и фронтовых операций, существенно обогативших теорию и практику военного искусства.

Позже во фронтовой биографии Л. М. Сандалова были Тула и Москва, Курская дуга, Прибалтика и Пражская операция, но особое место в сознании и сердце занимала Белоруссия.

Трагический случай (автомобильная авария), в 1951 г. приковавший его на долгие годы к инвалидному креслу, не сломили его духа. В послевоенные годы Леонид Михайлович раскрылся с новой стороны — как талантливый военный историк и военный теоретик. Одним из первых он взялся за осмысление, анализ и обобщение опыта Великой Отечественной войны. Правдиво, тщательно проверяя каждый факт, он стремился рассказать читателям о том, что видел и переживал в у годы войны. Более 30 лет, превозмогая физические страдания, этот мужественный человек работал над созданием военно-исторических и мемуарных трудов.

Труды Л. М. Сандалова были с интересом встречены читателем, и получили высокую оценку профессионалов. Не утратили они своей исторической ценности и сейчас, спустя 70 лет после Великой Победы. Работая над книгами, Леонид Михайлович вёл обширную переписку с участниками воины, как с простыми солдатами, так и с видными военачальниками, стремясь уточнить тот или иной исторический факт. В  книгах Л. М. Сандалова публикуются письма, документы из личного архива. Приведённые в сборниках Сандалова документы позволяют в определённой мере ощутить колорит эпохи, через яркие, откровенные воепоминания непосредственных участников событий погрузиться в непростую фронтовую обстановку, по-новому взглянуть на действия тех или иных исторических личностей.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Судьбе было угодно сохранить его в огненном смерче войны не только как свидетеля, но и как защитника чести, достоинства генералов и рядовых сорок первого года, книги «Пережитое», «Первые дни войны», «Трудные рубежи», «1941. На московском направлении» своим названием, содержанием определяют момент истины не только для их автора, но и для читателей. Ведь насколько уважительно мы будем относиться к прошлому, настолько объективно будут судить о нашем времени.

Наталья Фридлендер,

научный сотрудник

Кобринского военно-исторического

музея им. А. В. Суворова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.