2011 Старейшие профессии 6

Мартынов, А. Старейшие профессии Кобринщины / А. Мартынов // Кобрин-информ. – 2011. – 28 апреля. – С. 6 ; Кобрынскі веснік. –  2011. — 20 студзеня.

Старейшие профессии Кобринщины

ПОЧТАЛЬОН

Автор не оговорился, включив эту почтенную профессию в число ушедших в прошлое. Ведь живые функции милого друга дома — почтальона — теперь полностью механизированы. То ли дело, когда в определенное время на улице появлялась знакомая фигура в форменной фуражке с кожаной  сумкой через плечо — воплощенная связь между далеким  корреспондентом и получате­лем долгожданного послания.  Впоследствии на помощь извечно шедшему пешком почтальону пришел велосипед, а на ка­литке у каждого повис индиви­дуальный ящик, который в наши дни заменен обездушенной жестяной многоячейкой.

КОМИССИОНЕРЫ

Это занятие в Кобрине монополизировалось несколькими  еврейским семьями. Они принимали заказы на выполнение разнообразнейших поручений,  связанных с поездками в круп­ные города и даже страны. С целью экономии времени и средств состоятельные клиенты обращались к ним за доставкой более редких товаров, запчастей к механизмам, предме­тов роскоши, редких лекарств  и проч. Заказы выполнялись в строго оговоренные сроки, добросовестно, чтобы не потерять клиента, и за твердо установленные комиссионные. Ко­миссионеры не отказывались вы­полнять и поручения связанные со срочной доставкой чего-либо из-за границы, например, из Вены, Парижа. В середине трид­цатых годов, в связи с резким по­дорожанием почтовых тарифов, нашими комиссионерами была налажена доставка деловой кор­респонденции в ряд городов по более низким расценкам. Эта конкуренция почте вынудила вла­сти прибегнуть к репрессивным мерам, впрочем, не особенно эф­фективным, поскольку конспира­ция оказалась безукоризненной.

ПАНЫ

В те далекие годы Кобринский повет был, что называется, нашпигован дворянскими гнезда­ми, точнее шляхетскими, посколь­ку подавляющее большинство по­мещиков были поляки. Закрепи­лись они здесь с 16 в., когда вла­девшая Кобринщиной польская королева Бона (итальянка по происхождению) щедро надели­ла поместьями мазовецких шлях­тичей. По довоенным данным, свыше 120 помещиков обладали более 100 га земли каждый. Лишь небольшое количество имений владело многими сотнями га, тог­да как значительно большая часть разорившейся шляхты вообще унаследовала 50-80, а то и 10-20 га. Обедневшие потомки некогда зажиточных родов, жизненный уклад которых существенно не от­личался от крестьянского, в уте­шение могли похваляться вороха­ми древних королевских грамот. В реальной жизни им с трудом удавалось сводить концы с конца­ми. Более дальновидные «земяне» постепенно распродавали землю, которая по действующим законам могла переходить толь­ко в польские руки. Если помещи­ки как класс были ликвидирова­ны уже в 1939 году, то их родовые усадьбы в большинстве случаев исчезли в годы оккупации. Нем­цы с полицаями создавали в них опорные пункты для борьбы с партизанами. А после партизан­ских «визитов» оставались дымя­щие головешки.

ХЛЕБОПЕКИ

Несмотря на то, что в Кобри­не насчитывался десяток ма­леньких хлебопекарен, значи­тельная часть населения предпо­читала пользоваться хлебом соб­ственной выпечки, притом не только сотни мещанских семей, но и малоимущих евреев. Благо рус­ские печи были почти в каждом доме, да и отапливались дровами. Занятие это было наследствен­ным — мастерство передавалось от матери к дочерям. Независимо от состава семьи в каждой имелась собственная хлебная дежа (кадка) разного объема, в которой в промежутке между печением сохранялась квашня. Из ржаной муки грубоватого помола выпекались крупные буханки весом в несколько килограммов. Хранился хлеб одну-две недели. По дедовским традициям близкие соседи после очередной выпечки регулярно взаимно обменивались свежим хлебом. Черствые буханки при необходимости умело разсвежались. Упомянутая прослойка населения приобретала в пекарнях только пеклеванный хлеб да булочные изделия.

ПАРОБКИ

Неизменной принадлежностью задворок зажиточной панской усадьбы были унылого вида бараки, у нас называемые чвораками. Размер их зависел от семейств паробков, занятых в данном имении. В чвораке паробку выделялось общежитие, обычно одна, реже две комнаты с кухней. Для личного скота имелись сараи. Круглогодичным занятием паробков был уход за скотом, равно как и выполнение всех сезонных сельхозработ. Женщины были доярками и вручную выполняли иные работы наравне с мужчинами. Кроме денежного вознаграждения паробкам выделялись по договору земельные участки для огорода, предоставлялась лошадь для ряда своих работ, по льготным ценам продавался фураж, зерно и др. Немало семей работали на своего пана пожизненно. В паробки нанимались полностью безземельные, частично малоземельные крестьяне.

ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ

Хотите верьте, хотите нет, но, по официальным статистическим данным прошлого века, в Кобринском уезде с населением 180 тысяч практиковала одна профессиональная акушерка. Естественно, круг ее деятельности был крайне ограничен — практически до городской черты. Испокон веков родовспомогательной деятельностью занимались многочисленные и многоопытные бабки-повитухи, пожизненно подрабатывающие на столь доходном деле и в городе, и в деревне. Поскольку они традиционно игнорировали понятия антисептика и стерильности, последствия их простодушия сказывались в виде высоких процентов смертельных исходов и рожениц и новорожденных.

А. Мартынов

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.