2011 Старейшие профессии 10

Мартынов, А. Старейшие профессии Кобринщины / А. Мартынов // Кобрин-информ. – 2011. – 10 февраля. – С. 6 ; Кобрынскі веснік. – 1995. – 18 , 20, 21 студзеня.

Старейшие профессии Кобринщины

Колодезники

С незапамятных времен наши предки черпали воду непосредственно из реки или ручья, если таковые протекали вблизи. Чаще же пользовались, применяя казенную терминологию, шахтными колодцами с деревянными срубами. Мастера колодезного дела сначала изготавливали сруб из брусьев твердых пород, тщательно прогоняя отдельные звенья. Звенья сруба последовательно монтировались в предварительно вырытой яме. Часто колодец сооружался сообща на границе владений двух смежных соседей. Неотъемлемой принадлежностью колодца в наших местах в более отдаленном месте служил высокий «журавель», с помощью которого из глубины колодца доставалась вода. Позже более модным и удобным стало применение ворота с цепью. Лишь в тридцатые годы традиционные деревянные срубы уступили свое место бетонным кольцам.

Гонтари

Относительно не столь давно кобринские крыши были крыты гонтом, соломой, реже неоцинкованной жестью. А вот К.Паустовский, побывавший в Кобрине в войну 1915 г., запомнил, что крыши в центре были черепичные. По крышам можно было в какой-то степени судить о зажиточности домовладельца. Гонтовщики, или гонтари, на специальных станках нарезали из осиновых, реже еловых брусьев тонкие пластины гонтов с узким пазом в утолщенной части. Ими нередко крылись даже кирпичные дома. Уже с тридцатых годов городская администрация запретила гонты, рекомендуя взамен толь, рубероид и оцинкованную жесть, которая для многих застройщиков была не по карману. Примечательно, что первое упоминание о гонтах для кобринского замка восходит к концу шестнадцатого столетия. Теперь же древнее ремесло настолько основательно забыто, что музей им. А.В.Суворова в свое время с трудом раздобыл немного гонтов для перекрытия части крыши.

Стрехари

С глубокой древности у наших отдаленных предков вне всякой конкуренции были соломенные крыши, в местном просторечье «стрехи». Не только для всех без исключения хозяйственных строений, но и для жилых домов. Отдельные звенья стрехи состояли из трех- или четырехсуставных куликов – прочно связанных соломенных пучков. Для их изготовления отбиралась особенно прочная и длинная ржаная солома. Несмотря на кажущуюся примитивность, «стреха» имела ряд крупных преимуществ, из которых главные – общедоступность и долговечность. Ведь нередко первозданная «стреха» переживала хилые деревянные срубы. Наращенные десятилетиями пышные хлопья зеленого мха в ряде случаев надежно предохраняли солому от гниения. В зной стреха давала на чердаке прохладу, а зимой укрывала от переохлаждения. Последние стрехи-развалюхи перестали придавать своеобразие нашим окраинам лишь в последние десятилетия. Уместно вспомнить об искусственном возрождении соломенных крыш в последнее время на Западе. Для создания романтического ореола и с целью привлечения клиентов стали покрывать соломой небольшие туристские гостиницы в Голландии и ряде других стран.

Тряпичники

Изредка в теплое время года на городских улицах появлялся огромный фургон, до отказа нагруженный тряпьем и другими отходами. Это был еврей тряпичник, по нынешней терминологии – подвижный приемный пункт утильсырья. При его появлении на соседних дворах возникала шумная суета. Хозяйки с детворой выносили ранее накопленное тряпье и наперебой выискивали непригодную для домашнего употребления ветошь и другое старье, в обмен на которое можно было выручить несколько мелких монеток. Этого рода товар являлся ценным сырьем для производства высококачественной тряпичной бумаги. Впрочем, тряпичники не брезговали иным добришком разного рода: связками газет, бутылками, цветным металлом.

МЕЛЬНИКИ

Некогда в ветреную погоду на окра­инах города Кобрина днем и ночью не­утомимо размахивали гонтовыми кры­льями мно­гочислен­ные ветря­ные мель­ницы. Свы­ше полутысячи ветря­ков насчи­тывалось в уезде в начале 20 столетия. Тогда они официально име­новались«мукомоль­ными заве­дениями». Еще в двадцатые годы один ветряк высился на песчаном бугре в кон­це Пинской (Первомайской) улицы, тог­да как по ул. Свердлова выстроились в ряд три исправно работающие мельни­цы. За помол договорная плата взима­лась либо наличными, либо натурой в виде определенной мерки зерна. Наши ветряки в зависимости от направления ветра поворачивались в нужную сторо­ну целым корпусом, в то время как в Во­сточной Белоруссии подвижной была только верхняя часть. Окончательно ис­чезли ветряки в тридцатые годы, когда их заменили первые паровые и муко­мольные предприятия. В более отдален­ном прошлом в городе и уезде имелось немало водяных мельниц. Одна из них стояла на речке Литовке, которая в ту пору была несравненно многоводнее. Еще в тридцате годы вблизи ее устья торчал над водой ряд обомшелых свай, оставшихся от старой плотины.

ПИЛЬЩИКИ

Первая механизированная лесопилка возникла в Кобрине в первой половине двадцатых годов. До того вся потребность строителей в досках и брусьях полностью удовлетворялась тяжелой ручной распилов­кой бревен. С этой целью применялась пара козел двухметровой высоты, к кото­рым сверху крепилось бревно. Один пиль­щик балансировал на бревне, второй нахо­дился под ним. Для распиловки применя­лась специальная продольная пила, кото­рая разделывала бревно по ровным поло­сам, отбитым проуголенным шнуром. Оп­лата производилась за погонный метр го­товой продукции. Такого рода распиловка применялась у нас еще длительное время в послевоенные годы.

МАДЬЯРЫ

Как давно это было… Вдруг от дома к дому проносится весть: мадьяры приеха­ли! Это служило сигналом, что на данной улице появи­лась компания двух-трех смуглых людей в оригиналь­ных безрукав­ках со множе­ством пуговиц и в фетровых шляпах с ко­кетливыми перышками. Это тран­ствующие, обычно вес­ной, венгры-мадьяры (на­зывали их так и этак, кто во что горазд), занимались ка­стрированием животных. Заказанная операция произво­дилась прилюдно, собирая немало говор­ливых зевак. Процедура обычно соверша­лась складным карманным ножом, обходи­лась без антисептики, а если и применяли её в виде исключения, то самую примитив­ную. Эти люди пользовались доверием и неизменным успехом у мещан, обходясь без малейших затрат на саморекламу. После их ухода по подворьям долго не утихало мы­чание незаслуженно обиженных братьев наших меньших.

ЗОНТИЧНИКИ

Вообразить только — некогда в Кобри­не имелась мастерская по изготовлению и починке зонтов. В наше время, когда все употребляемые в быту предметы изготав­ливаются массово, стоимость их относитель­но невелика, поэтому частенько вполне пригодная вещь с легким сердцем заменя­ется новой. Так было не всегда: к привыч­ным в прошлом вещам относились с боль­шим уважением. Миниатюрная зонтичная мастерская с тремя рабочими чаще всего занималась «текущим ремонтом» испор­ченного зонтика, преимущественно заме­ной спиц и обновлением ткани. Впрочем, не встречали отказа и те привередники, которые хотели бы щегольнуть особенным зонтиком, исполненным по спецзаказу. Ма­стерская располагала необходимыми дета­лями и поэтому на отсутствие заказов не нарекала.

ПАСТУХИ

Если довоенный Кобрин кое в чем на­поминал деревню, то прежде всего стада­ми коров, которые утром и вечером огла­шали мычанием буквально все городские улицы. Ведь буренок держали не только мещане-земледельцы, притом не по одной. Немало их имелось у малоимущих евреев, живущих в центре города, хотя для ското­водства условия там не были благоприят­ными. Наем пастуха проводился задолго до начала паст­бищного се­зона. Тради­ционными сроками на­чала и конца выпаса счи­тался весен­ний Юрий и осенний Ми­хаил. Для хо­зяйки пер­вый выгон коров был празднич­ным днем. Обязательно пускалась в дело освя­щенная вер­ба. Впрочем, если погода благоприятствовала, сроки выпаса про­длевались за поденную оплату. Пастьбу коров хозяевами по очереди в Кобрине не знали.

ДРОВОСЕКИ

Частенько на городских улицах мож­но было встретить дровосеков, попарно бродящих в поисках работы. Ведь вплоть до середины двадцатых годов, когда часть горожан стала применять для отопления печей каменный уголь, единственным видом топлива были дрова. Их единицей измерения до 1915 года служили шестуха и восьмуха, что соответствовало шестой и восьмой части кубической сажени. Со складов дрова обычно отпускались мет­ровой длиной и подлежали распиловке. Привозимые крестьянами в базарные дни дрова обычно были наполовину короче. Постоянными клиентами дровосеков были евреи и служащие.

Продолжение следует

А.Мартынов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.