2010 Улитенок Звезда Евфросинии

Улитенок, Г. Звезда Евфросинии / Галина Улитенок // Советская Белоруссия. – 2010. – 5 июня. – С. 31.

Художником Николаем Кузьмичем изготовлена новая рака, по подобию прежней, для мощей преподобной Евфросинии.

Звезда Евфросинии

Над временем и схваткой

Помню, как, давая интервью нашей газете, глава Полоцкой православной епархии архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий сказал: «Много звезд на небе, все они прекрасные, все светят, но одна имеет превосходство по сравнению с другими. Так и в мире духовном: преподобная — духовная звезда, и я бы сказал, пожалуй, трудно найти такую личность, которая могла бы стать с ней на одной ступени». Нельзя не согласиться с многоуважаемым владыкой, которому уже много лет доверено служение в столь ответственном и важном месте — древнем Полоцке.

Евфросиния Полоцкая.

Икона ПолоцкогоБогоявленского собора.

Евфросиния — уникальная личность в истории страны и народа. И не только потому, что осталась в памяти современной цивилизации великой книжницей и глубоко духовным человеком. Как мне видится, в нынешнее глубоко меркантильное и циничное время, когда любимая забава многих — делить прошлое на «наше» и «ваше», эту личность сложно приватизировать (хоть такие попытки, безусловно, предпринимаются). Евфросиния всецело принадлежит своему времени и своей христианской вере, которую приняла душой и разумом. Бесспорно, борьба идей и мировоззрений существовала всегда. И в XII веке тоже. И до того. И после. И сегодня политизированные историки могут продолжать до хрипоты и даже драки спорить — «чей» Полоцк, кто в его истории «освободитель», а кто «захватчик»… Бог им судья. Евфросиния — культурный феномен, внесший свой принципиальный вклад в формирование нации, причем не только в духовную, моральную основу, но и в материальную. У каждого народа должен быть свой светоч. Евфросиния Полоцкая — светоч белорусов. Она была и остается над временем и схваткой. И поэтому молится за всех нас.

Ее «имение» — книги

Историческая справка

Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая, в миру Предислава, правнучка в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочь князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет девочка читала книги Священного Писания и усердно молилась. Многие князья претендовали на руку красавицы и умницы Предиславы, однако все предложения о браке княжна отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, девушка тайно ушла из дому в обитель. Настоятельница, игуменья Романия, ее тетя, не побоялась облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Было Предиславе тогда 12 лет. По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе. Здесь она не только изучала книги, но и переписывала их. Часть книг дарила, часть продавала, а вырученные деньги раздавала нищим. На некоторое время для большей глубины духовного подвига Евфросиния даже удалилась в затвор, поселившись в особой келье.

Однажды, как повествует жизнеописание святой, явился ей во сне Ангел Господень, который внушил Евфросинии основать обитель недалеко от Полоцка, в местечке под названием Сельцо. Через некоторое время, уже при князе Борисе Всеславиче, в 1125 году, Полоцкий епископ Илия с подобающим торжеством передал Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная взяла «все свое имение» — книги.

Со временем Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц росло. Здесь приняли постриг сестры Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали Закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм — Спасо–Преображенский собор, сохранившийся до настоящего времени, одна из жемчужин древнего зодчества. Его строил мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной. Существует такое предание: когда для возведения храма недоставало кирпичей, они чудесным образом появлялись благодаря молитве преподобной. В этот храм Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова. В храме, по сторонам хоров, устроили две небольшие кельи, в одной из них жила сама Евфросиния. Здесь она могла хорошо слышать богослужение и пение сестер–монахинь.

Предметом особого попечения преподобной Евфросинии стал основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора Мануила прислать ей список с чудотворной Эфесской иконы Божией Матери, некогда написанный самим святым евангелистом Лукой. Эфесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году образ был перенесен в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Ярославича (Невского) и дочери князя полоцкого Брячислава (сейчас эта икона хранится в Государственном Русском музее).

Свою просветительскую деятельность и труды по устроению монастыря святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы. Зная силу ее молитвы, многие приходили к заступнице за духовной помощью.

На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, вместе с сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню. После паломничества к святыням Константинополя она прибыла в Иерусалим. Скончалась святая в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая (5 июня по новому стилю) 1173 года (по другим сведениям, была погребена в обители святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы).

В октябре 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладдин, который потребовал от христиан за пятьдесят дней покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи княжны, которые потом перенесли в пещеры Киево–Печерской лавры.

Долгий путь домой

В 1833 году после долгого перерыва была восстановлена православная Полоцкая епархия. Впервые с просьбой перенести мощи преподобной из Киева в полоцкую обитель обратился в Синод епископ Витебский Гавриил. Но положительного ответа не последовало. Сначала в 1871 году полоцкий епископ Сава добился того, чтобы доставить частичку мощей святой Евфросинии в Спасский монастырь. И только в апреле 1910 года, буквально через несколько дней после Светлого Христова воскресенья, мощи святой торжественно, крестным ходом, перенесли в Полоцк, где они покоятся, по сей день в Преображенском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря. Путь был обставлен очень торжественно. От Киева до Орши кипарисовую раку везли на пароходе — святыню устанавливали на корме под балдахином. От Орши до Полоцка раку отправили уже по суше.

Сначала раку с мощами установили в кафедральном Николаевском соборе. При этом долгожданном действе звонили все полоцкие колокола. А 5 июня нетленные мощи перенесли в Спасский собор, где поместили в специально изготовленную серебряную раку в византийском стиле, на изготовление которой верующие собрали огромную по тем временам сумму — 12 тысяч рублей.

Но после революции согласно постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР 13 мая 1922 года раку с мощами преподобной Евфросинии вскрыли. Подобное кощунство происходило тогда не только в Полоцке. Мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда в Витебск, где их держали в качестве экспоната местного краеведческого музея. Драгоценную раку реквизировали вместе с другим церковным имуществом на нужды революции.

В 1941 году верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято–Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 года мощи возвратились в Полоцкий Спасо–Евфросиниевский собор. Но монастырь возобновил свою работу еще очень нескоро. Лишь в 90–х годах здесь началась реставрация. А в 2007 году мощи перенесли в новую раку, изготовленную по подобию прежней художником Николаем Кузьмичом. На ее изготовление ушло 120 килограммов серебра. Драгоценный металл выделили из государственного фонда.

Подготовила Галина Улитёнок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.