2004 Хокимова Принимать мою работу будет время

Хокимова, А. «Принимать мою работу будет время» / Антонина Хокимова // Вечерний Брест. – 2004. – 7 июля.

Н. Кузьмич продолжает работу по воссозданию раки для мощей Евфросинии Полоцкой.

«Принимать мою работу будет время»

Брестский мастер продолжает работу по воссозданию раки для мощей Евфросинии Полоцкой. В новой мастерской художника Николая Кузьмича — только изготовленное им основание раки для мощей Евфросинии Полоцкой и добротный рабочий стол. Многочисленный набор инструментов, заготовки, эскизы и фотографии – все это осталось в старой мастерской по улице Гродненской, где Кузьмич творит на протяжении 16 лет. В еще не обжитом просторном помещении ничто не мешает сосредоточиться на главном — работе, которой посвящено несколько лет жизни. Эта мастерская недавно была выделена художнику по решению местных властей для выполнения сколь важного, столь и необычного заказа — воссоздания раки для мощей Евфросинии Полоцкой.

Работа над ней началась осенью 2002 года — спустя восемь лет после восстановления Мастером другой национальной святыни — Креста Евфросинии Полоцкой. На этот почин его благословил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Сделано уже много: готово основание раки, выполненное из клена, близится к завершению изготовление двух боковых рельефов. Рельефы бронзовые, осталось их отшлифовать и покрыть позолотой. Уже теперь видно, как они красивы и выразительны. На одном — изображение святых земли белорусской с Евфросинией Полоцкой в центре. Второй посвящен перенесению мощей Преподобной из Иерусалима в Киев.

Евфросиния Полоцкая в конце жизни совершила паломничество в Святую землю, где и умерла. Ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру. Оттуда в 1910 году переправлены в Полоцк, где и хранились в основанном ею монастыре. В 1922 году по постановлению Комиссариата юстиции РСФСР раку вскрыли, а мощи отправили на атеистическую выставку в Москву. И только в 1943 году верующие смогли вернуть нетленные мощи в Полоцк, где они покоятся в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Так и была утеряна — серебряная рака работы неизвестного московского мастера. «Рака оставляет чудное впечатление изящества и строго выдержанного стиля», — писал в 1910 году «Вестник Виленского Свято-Духова Братства». Благодаря составленному в нем подробному описанию, а также фотографиям, хранящимся в Полоцком национальном заповеднике, стало возможным восстановить раку во всех деталях. На ее изготовление кроме дерева потребуется 120 килограммов серебра, а также золото и эмаль.

— Осталось выполнить большой объем чеканки, — рассказывает Кузьмич.

— Верхняя часть раки представляет собой икону Преподобной в серебряной ризе (это оклад, который оставляет открытыми только лицо и руки изображения). Еще одна часть работы — изготовление орнамента из цветной эмали. И чем больше работаю, тем больше понимаю, насколько красивое и совершенное творение служит образцом.

— А кто будет принимать у вас работу по ее завершении? — интересуюсь у художника.

— Мою работу принимать будет время. Дело в том, что многие секреты древних мастеров утрачены, видимо, безвозвратно. Но мы имеем, к счастью, замечательные образцы их творений — древние фрески, иконы и сами храмы в Полоцке, Загорске, Сергиевом Посаде. Видел я и раку Сергия Радонежского. Так что мы всегда имеем перед собой образцы, которые являются воплощением канонов и мерилом мастерства.

Впервые наблюдала, что в старой мастерской Кузьмича работают ученики. Их двое — брестчане Саша Андрейчук и Женя Стриганов. Первый успел окончить юридический техникум, а второй — сельскохозяйственный. Николай Кузьмич отобрал их из многочисленных претендентов, что уже само по себе делает честь ребятам. Оба уже смогли не по учебнику оценить уровень его мастерства и невероятного трудолюбия, поэтому строгость и требовательность с его стороны принимают как должное. Они не знают пока, успеют ли достичь такого мастерства, чтобы быть допущенными наставником к работе над элементами раки..

Антонина Хокимова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.